В отношениях человека и Бога быть может самое прекрасное, но мало понимаемое то, что Бог не требует от нас праведности, Он наделяет ею, одаривает - даёт, а не требует предъявить. Требуется от человека только одно - сердечное (т.е. бытийно востребованное, а не умно придуманное) желание принять в себя Бога, а значит и праведность, которая всегда в Нём и от Него (т.е. не от человека - для человека).
* * *
У каждого из нас своё маленькое целомудрие - окошко в настоящее, большое. Кто-то не гневлив, кто-то не завистлив, кто-то не осуждает грешника, а жалеет, кто-то прощает обиды, кто-то щедро делится с неимущими, кто-то скромен, кто-то носит в груди благодарное сердце... Наше маленькое целомудрие даёт нам возможность ощутить вкус целомудрия как такового - иначе как мы сможем полюбить его? Как возжелаем целомудрия большого? Наше маленькое целомудрие - всегда лишь дар Бога, а вовсе не наша заслуга (кичиться нечем). Оно - зов Его, приглашение в Радость жизни по Богу. Кто услышит зов, кто вкусит малую радость, тот имеет надежду на большее, ибо верная жажда ведёт его по жизни.
* * *
Бог не приходит раньше, чем человек исчерпал себя (всё своё человеческое) в делании Богу. Бог исполняет, т.е. делает полным, исполненным - Он завершает нашу работу, возводя её на другой уровень, который иначе не достижим. Но Бог не работает вместо нас. Только делающий в Боге ради Бога принимает Бога. Только тот, кому нужен Бог для того, чтобы одарить Им другого, угоден Богу, ибо подобен Ему. Тот же, кто хочет Бога, чтобы стать богатым и надмеваться над другими, не получает Бога, даже если творит внешне какие-то добрые дела тщеславия ради, а не из любви к Богу и ближнему.
* * *
Бог во мне - для меня, Бог во мне - для другого, и это один Бог, но действующий по-разному. Всегда - из любви и ради любви. Потому любить Бога, любить ближнего и любить себя суть одна и та же любовь - к Богу. Вне любви к Богу нельзя любить ни ближнего, ни себя - это технически невозможно.
Эгоизм - это не любовь. Самость, которая в нас торжествует, когда мы вне Бога, умеет только самоутверждаться.
* * *
Чтение правильных книжек нисколько не приближает к Богу, если работает только ум - оно может даже отдалять (появляется мнимое знание, которым укрепляется самость). Чтение должно зажигать сердце, а от сердца весь человек оказывается в движении - инициирован. Тем сильны художники всех мастей - они поджигатели сердец.
Живущий по-настоящему может даже грешить (не может не грешить - так точнее), а если кто не грешит, то просто потому, что ничего не делает. Может быть именно поэтому Господь пришёл к грешникам, а не (мнимым) праведникам. Праведность до Бога, вне Бога - только мнимая.
Чтобы принять в себя Бога, надо быть действующим - деятельно искать свою истину.
* * *
Догматы — это не просто выверенные словесные формулы, в них зафиксирована точка стояния внутри, из которой видна Истина. Догматы дают возможность пережить непосредственный опыт Бога, ибо стояние в догмате — это предстояние перед Богом. Надо только открыть сердце и глядеть во все глаза из ума в сердце, где ждёт у дверей Христос. Догматы — запечатлённый в словах слепок пути к Богу. Смысл догматов — не интеллектуальный, а, прежде всего, духовный.
Когда наш ум устроен правильно, он способен лицезреть истинные смыслы (догматы предлагают уму правильное положение), и через это созерцание истинного в своём уме человек приобщается к той Истине, что превыше его ума. Подлинные образы (представления) реальности в нашей голове — реальны, они не только субъективны, но и объективны. Сквозь догматы просвечивает инобытие, и мы в пространстве догматов можем к нему прикоснуться. Именно такое прикосновение важно в деле духовного становления личности.
Догматы указывают точку стояния внутри, из которой виден Бог и в которой можно к Богу прикоснуться умом — лично, без посредников.
* * *
Сделав тот или иной благой выбор, личность должна ещё овладеть им на уровне своей сущности - т.е. надо овладеть своей сущностью настолько, чтобы привести её в согласие с выбором. Личность и сущность могут сильно не совпадать. Скажем, личность желает родиться во Христе, чтобы обрести свою полноту, и потому делает правильный интеллектуальный выбор, однако сущностно остаётся прежней, отстаёт, не практикуя этот выбор в каждый момент жизни. Потому и мертва вера без дел, что сущность без дел не втягивается в личностно выбранную жизнь, а значит подлинно человек не живёт той жизнью, которую выбрал.
Христа можно не предавать умом, но предавать сущностно. Антихриста можно не выбирать умом, но выбирать сущностно. Сущностный выбор и есть мой выбор. Если я не воспитал свою сущность, втягивая её в подобающее действием, значит она остаётся ветхой. И точно так же можно портить человека, втягивая его сущность в противные Христу действия, при этом обманывать её интеллектуально, называя эти действия какими-то нейтральными, а то и красивыми, хорошими словами. По этому принципу построены современные технологии расчеловечивания, созидающие антихриста в нас. Они работают на социальном уровне и воздействуют на нас через социальное в нас.
* * *
Личность — это точка стояния в Боге, а не в человеке (в отличие от индивидуальности).
* * *
Любопытно, что гуманизма существует два - Христов и Антихристов. Первый - богочеловеческий, второй - человекобожеский. Первый - возвышает человека, второй - уничижает и разрушает под видом мнимого, лживого возвышения. Первый делает ставку на высокое в человеке, другой - на низменное.
Потому, когда говорят о вреде гуманизма, особенно в наше время тотальной дегуманизации, стоит внимательно исследовать контекст. Любить человека не грешно, а, наоборот, необходимо - когда это любовь Христа ради. Когда же это грех человекоугодничества, тогда да, грешно, ибо обожествление бездуховного человека - дорога к Антихристу.
Любить Бога и ненавидеть человека невозможно.
* * *
Человек отличается от животных не только возможностью и способностью стать богом, но и возможностью, способностью перестать быть человеком.
* * *
Ещё до чипизации и без всякой там роботизации редчайшим феноменом нашей социальной жизни стал человечный человек. Быть бесчеловечным модно, современно. Поразительно, сколь легко и радостно большинство сбрасывает с себя образ человечного человека. Алгоритмизация деятельности с устранением возможности и необходимости применять творческое начало сделали своё дело, но проблема, конечно, не только в этом. Из жизни вытесняется нравственное начало как избыточное, люди всё реже практикуют свою человечность, потому бесчеловечность входит в привычку. Удержание её в себе требует дополнительных личных усилий, а личность развита у очень немногих. Только личное начало в человеке нуждается в человечности, а оно укоренено в Боге. Вне Бога люди не только не нуждаются в человечности, но даже бегут от неё - с радостью. Я имею в виду не номинально верующих, а тех, кто может даже считать себя неверующим, однако носить в своём сердце действующего Христа. И номинально считающие себя верующими могут оказаться ещё не имеющими в себе Христа действующим, а потому беззащитными перед напором обесчеловечивающих технологий.
* * *
Социальный антихрист - это абсолютная власть низменного.
* * *
Человек растёт в том направлении, в котором востребован. Отсюда так важен Зов Бога. Если не найдётся человек среди людей, всегда найдётся Бог. Но нашедший Бога необходимо ищет человека, которому Бог нужен, и которому можно отдать Бога, чтобы сохранить Его в себе.
* * *
Иерархию отменяет гниение - и только. Но понимание иерархии может быть различным: «Больший из вас да будем всем слугой» и «Поклонись мне!». Духовное и душевное. Иерархия есть во всём - это структурное. Достаточно взглянуть на тело человека, чтобы понять, есть иерархия или нет. Только когда труп начинает разлагаться, разрушается иерархия.
* * *
Любовь и толерантность - в чём разница? Отсутствие толерантности - это отсутствие любви? Как раз наоборот! Толерантность в физиологии - это СПИД, а любовь - это иммунитет. Толерантность - это подмена любви, ложь, которая внушена для того, чтобы нравственный, духовный иммунитет перестал работать. Правда, бывают ещё и аутоиммунные заболевания - когда иммунитет избыточно старается. Но это же не означает, что болеть СПИДом - это быть здоровым.
* * *
Не так важно, что пришло в голову, важнее - откуда, каким путём. Мысль стоящая приходит, когда человек стоит в предстоянии, а не в самоутверждении (всё решает энергийная составляющая). Точно так же и понимается настоящая (живая) мысль только тогда, когда человек предстоит Богу, дающему понимание.
* * *
Целый человек во Христе живёт, потому что нигде больше не помещается. Всюду он может присутствовать лишь отчасти, а стоять в полный рост - большая отрада для человека. И это возможно только во Христе.
Полнота взыскует полноту. Моя приобщённость к полноте взыскует Целое - т.е. Христа, и пока не найдёт, не успокаивается. Вкусивший Христа, ищет Его снова и снова, чтобы снова и снова вкушать, врастать в полноту и жить вполне.
* * *
Смысл догматов - правильное исповедание. Ложное представление рождает ложное мышление, ложное понимание и ложную жизнь, ложная жизнь приводит к ложным выводам и ложному выбору. Но догматы надо воспринимать не в отрыве друг от друга, а в целостности (это видение дарит Христос), чтобы видеть целую картину, а не фрагменты, и чтобы не принимать тот или иной фрагмент за целое.
ВОПРОС-ОТВЕТ:
Вопрос:
Нужно ли христианину знать догматическое богословие?
Мой ответ:
Это как вопрос о таблице умножения, например - нужна ли она школьнику?
Вопрос:
Но ведь даже её не дают, а дают лишь символ веры (слепой) и без комментариев, - верь как сможешь в силу своей порочности.
Мой ответ:
У кого-то из святых богословов была мысль о том, что священником может становиться только тот, кто имел опыт личной встречи с Богом. Многим эта мысль кажется слишком радикальной, но в ней есть свой глубокий смысл. Не формально, а реально передать Христа может только такой, лично познавший Христа человек. В этом смысл традиции обращения к старцам - именно за этим опытом Встречи. У нас всё есть, что надо, чтобы быть настоящими, но мы всё дальше отходим от этой настоящести. Хороним её под толщами текстов, повторяющих один другой, но не имеющих в себе главного - опыта подлинного стояния в Боге. Познавшим Бога людям и догматика уже не обязательна, они носители Духа - автора догматов. Но догматы воспитывают и формируют ум, создают пути на которых потом может случиться Встреча. В этом смыл их.
Вопрос: Догматы - это ограда, ухода которую приводит к отпадению от Бога. Ограда, поставленная Церковью, заботящейся о спасении каждого.
Но это ещё не переживание Богообщения.
Мой ответ: Смотря откуда смотреть. Извне - да, ограда, а изнутри - место умной встречи с Богом, ибо они слепок путей к Богу. Догмат - это матрица, силовое поле, в которое я могу войти и ощутить в себе токи, которые сформировали формулу как форму для мысли.
Вопрос: Это и изнутри ограда, а не сущность. И узнаваться может изнутри. У прп. Силуана это называется "догматическое сознание".
Мой ответ: Изнутри - это встреча, а не ограда. Однозначно! Понятное дело, новоначальный вряд ли способен осознать эту встречу как встречу (он ещё не готов, сознание в нём созреет позже), но опыт прикосновения в нём будет жить и животворить его поиск, движение. Вкус будет развиваться. Сухим, рациональным умом это понять сложно. Но это крайне важно понять - именно сегодня, когда основания всего колеблются.
Вопрос: Свет встречи показывает и где ограда.
Мой ответ: Для сердца ограда - Господь, других нет.
Вопрос: Догматы сформулированы людьми. Но именно как следствие Встречи и как ограда Церкви.
Мой ответ: Вкус Бога, ощущаемый изнутри - камертон. Голос Пастыря, зовущий овец, слышит тот, кто знает вкус Бога. И антихриста выберут люди или Христа зависит от вкуса (рациональному уму не по силам сделать правильный выбор). В этом, возможно, предельный смысл эстетики.
Вопрос: Осталось только определить, когда наш ум устроиться "правильно"?
Мой ответ: Когда станет Христовым. Догматы как раз дают приобщиться к опыту ума во Христе.
Дневники 20 августа 2019; 2 ноября 2020; 26 января 2021; 11, 16, 20 ,21, 24, 25, 28, 29 марта 2021.
Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун
Оставить комментарий