1
Что такое здравомыслие и откуда оно берётся? Ответ на данный вопрос крайне необходим сегодня, потому что мир вряд ли когда был настолько безумен, как ныне. Постхристианский мир. Как заметил однажды гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин, мир сошёл с ума, а руководить сумасшедшим домом мало кто способен с успехом. Потому крайне важно сохранить здравость ума индивидам — каждый из нас должен озаботиться этим.
Отчасти так было всегда. «Люди безумны, и это столь общее правило, что не быть безумцем было бы тоже своего рода безумием», — писал Блез Паскаль. Причём способов безумствовать неизмеримо много. Отсюда наверное и путаница в определениях. Чаще всего «мы считаем здравомыслящими лишь тех людей, которые во всем с нами согласны» (Франсуа де Ларошфуко), и это одна из самых прискорбных ошибок мышления, свойственных людям.
Самолюбие, самоугождение и самолюбование — корень всех зол. По большому счёту, для адекватного восприятия реальности и постижения истины нужен чистый ум, а засоряется он как раз хотениями самости.
Способность здраво рассуждать — это, прежде всего, некорыстность мышления. У В.В. Бибихина я как-то прочла: «меня надо сначала проверить, не хочу ли я подкрепить (оправдать и подтвердить) правильными словами своё обеспеченное положение». Об этом надо спрашивать каждого, каждый должен спросить об этом себя самого, честно ответить себе. Иначе гарантирован самообман, и никакого здравомыслия не будет — оно станет невозможным.
Мысли и чувства ставят нас в определённую позицию к миру, определяют наши отношения с окружающими людьми и вещами, но лишь здравомыслящий человек соотносит себя с миром правильно, т.е. со смирением.
Здравомыслие — это верное отношение человека к истине или, как сформулировал Декарт, «способность верно судить и отличать истинное от ложного».
Христианский термин «трезвомыслие» говорит, что это ничем не опьянённое мышление. Так же как слово «здравомыслие» свидетельствует о том, что это мышление здорового ума, как бы противопоставленное больному, болеющему, искривлённому недугом уму.
Недугов — множество, но все они могут быть сведены к неправомочному доминированию самостного начала в человеке, устремлению к исполнению своих прихотей вместо желания постичь истину.
«Рыба начинает гнить с глаз» (Ромен Роллан), прельщённый добровольно отказывается глядеть на вещи как они есть. Он выбирает сон, иллюзию вместо реальности, и первый шаг в этом направлении он, без сомнения, делает по своей воле. Но дальше начинаются неожиданные для него процессы преображения, ложь порабощает себе человека всецело, осуществляя постепенный захват всего внутреннего человека. Как алкоголик пьёт сам только первую рюмку — все последующие пьёт уже преображённое алкоголем существо — так и прельщённый теряет контроль над собой и управление своим сознанием. Тогда начинается хорошо известное верующим людям состояние прелести, человек оказывается в руках отца лжи.
Верующие, правда, зачастую уверены в собственной защищённости от такого рода недугов, и напрасно. Мы найдём множество примеров как раз религиозного безумия, т. к. религиозность легко вырождается в суеверие...
Октябрь, 2015
2
Из дневников
Когда-то такой простой и обыкновенный, обыденный даже, здравый смысл — что с ним сталось? Куда он делся? Возможно, его съели «-измы». Ведь здравый смысл — производная совести, поруганная совесть не может его производить. Бессовестное мышление не имеет опоры на здравый смысл и вынуждено опираться только на «-измы». Для эпидемии безумия людей надо вывести за совестные рамки, вывести из нравственного контекста в некую умность слепых к нравственности «-измов».
Когда уходит здравый смысл, уходит разумность из мышления, из поступков, из жизни... И начинается обожествление тех или иных «-измов» = осектовление ума.
* * *
Здравомыслие — это совесть, а не интеллект. Движение к здравомыслию — это путь очищения совести, потому что для здравомыслия нужна чистая совесть. Исчезновение здравого смысла — результат погружения в греховную нечистоту, её последствие — безумие. А за безумием последует обесовление...
* * *
Мы все ошибаемся, оказываемся увлечёнными не тем и не теми, все время от времени выбираем не то, что следовало. Мерзавцем становится не тот, кто допустил ошибку, а тот, кто отказывается её признать за собой и приписывает ответственность за содеянное зло другому.
* * *
Если присмотреться, в основе многих* зол, пороков, преступлений — неблагодарность. Возможно, праведность начинается именно с благодарности, когда в человеке доминирует не претензия (мне все должны!), а восторг (мне что-то дали! ты — есть! я есть! здравствуй, Бытие — спасибо!). Состояние нескончаемой благодарности рождается в душе, когда центральная точка личности находится в правильном месте - где ей положено пребывать, чтобы быть вполне собой, т.е. счастливой (обретшей себя как часть Целого).
Способность видеть себя одаренным встречей с другим есть у тех, кто имеет непрерывный опыт Встречи.
* * *
Спросить бы у людей: куда бежите? И они ответили бы: в завтра, за здравым смыслом. А я бы сказала: здравый смысл в другой стороне находится, и даже в другом измерении. И уж если его нет сегодня в том пространстве жизни, где текут все нынешние события, то не будет его и завтра. Более того, завтра не будет даже тех теней здравого смысла, которые сегодня пока ещё помогают миру удерживать себя в каких-то рамках.
* * *
Способность быть умным — это всегда способность быть благодарным. Дурак входит в конфронтацию с умным (и в конфронтацию с Умом — он Един), стараясь, если не явно, то незаметно, тайно, победить умного, «положить его на лопатки», превзойти — потому и дурак. Умный благодарит умного за встречу с Умом, и Господь делает его умным — приобщает.
Не надо завидовать умным, не надо умничать, надо быть благодарными Богу за Встречу, тогда Ум поселится в благодарном как в своём доме.
Встреча дурака с умным не делает дурака умным, а благодарного — делает, потому благодарный, даже если чего-то не знает, — не дурак. А неблагодарный, даже если много знает, остаётся дураком, т.е. не приобщённым к Уму.
* * *
Невозможно принудить человека быть умным, но не так уж сложно довести даже умного человека до безумия, тем более до неадекватности реакций и поведения. Наше здравомыслие хрупче, чем кажется.
* * *
Не знакомые с истиной люди делятся на два типа: одни жаждут истины и рано или поздно приходят к ней, другие, чувствуя свою неспособность к этому, превращаются в гонителей истины. Так было во все времена. Надо влюбиться в истину больше, чем в себя — тогда она может ответить взаимностью.
---
* Многих, а может и всех...
Дневники 16 июля 2017; 6 октября 2018; 4 января, 2 сентября 2019; 27, 30, 31 марта; 3, 12 апреля 2020
Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун
Оставить комментарий