Человек - это вообще: он - человек, ты - человек, я - человек. А что же такое Я? Я как индивид и я как личность - это разные Я. Индивидуальное Я - это ракурс и количество человечности вообще, это фрагментик Мы, часть от целого. В отличие от личностного Я, которое - целое. Целый человек - это не индивид, как многие сегодня считают, а личность.
Личность - это целостность, способная вмещать другие целостности, т.е. способная по-настоящему любить. Хочешь научиться любить? Впусти в себя Другого, впусти целым, не ущербным - и сам станешь целым в процессе дарения себя ему. Или Ему. Это один и тот же процесс, потому и сказано: кто говорит, что любит Бога, а ближнего ненавидит, тот - лжец.
Люди привыкли к многочисленным словам о любви, им кажется, что они понимают о чём речь, хотя даже если понимают, то - психологически, а не духовно, т.е. понимают душевно, а значит по-своему, индивидуально и не совсем верно.
Коротко говоря, личное Я - это то, что над природой человека, и, в некотором смысле, выходит за рамки человека. Личное Я - это наше Я в Боге и для Бога. Именно оно является нашим Я, предназначенным для любви и общения друг с другом в Боге.
Как же оно обретается? Разумеется, посредством делания, а не просто умствования. Человека как природу можно увидеть как некую горизонтальную сеть, связывающую между собой всевозможные объёмные целостности - своего рода атомы человечности. От природы у нас множество различных наборов того или иного функционального предназначения: телесного и душевного. В силу того, что душевность наша обращена не к духу, а к телу, её можно считать своего рода тонкой телесностью, т.е. психика - это отчасти телесность со своей механикой.
Человек - это набор биологических механизмов, которые действуют сами по себе. Это важно помнить, рассуждая о своей индивидуальности, которая в рамках природы тоже - лишь сложно устроенный механизм, который сегодня бесчеловечно эксплуатируется всякого рода психотехнологиями - в корыстных целях.
Человек сегодня в цепях, и если он это недостаточно хорошо чувствует и понимает, то лишь потому, что несвободен, т.е. его чувства также несвободны, как и он сам - здраво оценить своё положение и состояние он не в силах.
Христос предлагает человеку свободу от этого рабства и называет себя Путём из него. Метод - исполнение заповедей, которые сведены к двуединой заповеди о любви к Богу и ближнему. Но сами заповеди - не путь, они лишь способ познать свою неспособность быть любящим, чтобы обратиться к Тому, кто может одарить нас любовью.
Эта потрясающая по красоте мистерия взаимоотношений Бога и человека может быть отображена в простом и наглядном образе, обнажающем тайну личности. Представьте себе Человека как сеть взаимоотношений, лежащую на плоскости планеты Земля. Это горизонтальное, природное, измерение человека. Индивид - это некий сектор на этом шаре, некий, может быть, остров, город, страна или даже просто камушек, камень на чьей-то дороге... Но вот он встретил бедного человека, которого пожалел и хочет одарить любовью. Не своей маленькой, эгоистичной -чтобы похвалить себя за хорошесть, а настоящей - чистой, в нём жива жажда такой любви. (Откуда эта жажда?) Если жажда не сымиторована, а реальна - она становится запросом к Небу, зовом к Богу - на самом деле наш зов всегда ответ на Его Зов. Когда оба зова встречаются, происходит вспышка, встреча, искра любви, которая может длиться вечно. Вечность и есть пребывание в этой искре Божественной любви. Так вот, личность рождается только во время этой встречи. И, может быть, она и существует только в это время - в процессе дарения себя Другому и другому.
Чем чаще человек практикует такую двуединую любовь, тем чаще с ним случается чудо Личности. Личность - дар Бога, даруемый нам, когда мы встречаемся во имя Бога друг с другом - в Боге. Личность - это я в Боге. С утратой этого состояния я опять оказываюсь просто индивидом - ущербным, нецелым, жаждущим (всегда жаждущим - снова и снова) стать целым. Эта жажда подлинного бытия (вне пленения сетью) зовёт и гонит навстречу Другому - чтобы быть, быть, а не казаться.
* * *
Исходя из вышесказанного, настоящий миссионер - это возжигающий искру, т.е. тот, кто на деле приобщает своего Другого к Богу. Если этот Другой хочет, разумеется. Без его личного участия общая с ним искра не загорится. Миссионер - это как бы приглашающий стать третьим в треугольнике Я - Бог - Другой. Или Бог - Я - Другой. Или Другой - Бог - Я. Какая последовательность будет правильной? Думаю, последняя. Но это лишь опытное предположение (не целое), созерцательного ответа на этот вопрос у меня пока нет.
Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун
Оставить комментарий