Поэт - это самоликвидатор, его задача в работе над словом устранить себя*, оставив слово (своё Слово).
Когда идёт поток и складываются строчки, из него надо убрать, устранить себя, своё мелкое, самостное, вычистить как шум, как помеху. Насколько избавил себя ищущего (и себя найденного) от своего шума, от своего человеческого, только человеческого (вненебесного), настолько и удалось стихотворение.
А в чём же тогда выражается личное Я? В принимающем молчании, которое суть вопрошание - оно задаёт конфигурацию приходящему Слову.
---
* В том числе свои знания и незнания, свои умения и неумения; умения и знания нужны только для сглаживания погрешностей (чтобы спрятать нехватку Слова, свою неудачу). Удачные стихи выше любого ремесла. Другое дело, что нехватка навыков ремесла порой мешает донести схваченное. Собственно стихи ценны двумя вещами - самим схваченным и ремесленной обработкой схваченного. Разные группы людей ценят больше то или другое.
* * *
Можно ли зарифмовать и сложить в стихи шум? Конечно можно. Зарифмовать можно что угодно. Разница между поэтами, быть может, в том и состоит - что находится в центре внимания поэта. Зачем он это делает и почему, поэт и сам не скажет, однако фокус его внимания всегда специфичен (его определяет внутренний запрос).
Поэт - это Ребёнок, а не Взрослый, он играет со Словом, потому главное зависит от случайных совпадений, которые не такие уж случайные на самом деле (чем случайней, тем неслучайнее).
* * *
В свете всего вышесказанного общеисторический процесс, пришедший в точку устранения человека отчасти похож на вышеописанное самоустранение поэта. Хоть и цели у исторического самоустранения человека другие - непоэтические и даже антипоэтические - Слово явится в конце времён как высшая, неустранимая реальность.
Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун
Оставить комментарий