Ответное:
Но вот ведь, до всяких вычёркиваний из сказок: «мы так доверяли тогда американским специалистам.... Вычеркивали и переписывали программы, не сомневаясь». Так что сказки - штришочек, проблема глубже. Избыточное доверие Западу - даже после Великой Отечечественной - вот что странно. Тут скорее сакральное желание единства (мечта о Всечеловеке), но желаемое принимается за действительное. Слабое место русских, но и сила - когда мы об этом помним и стремимся исполнить. Предавая мечту о Всечеловеке, русские перестают быть русскими.
Светлана Коппел-Ковтун
===========
Татьяна Масс:
«Рассказывала мне лично психолог, работавшая в 90-е годы в министерстве образования РФ.
В те годы в России работали американцы, помогавшие скорректировать новые школьные программы. Ольгу /так зовут психолога/ тогда удивило, что американские консультанты вычеркивали из учебников "Родной речи" для младших классов русские народные сказки. Она сделала анализ сказок, не рекомендованных консультантами из-за океана для чтения русским школьникам, и оказалось, что все забракованные консультантами сказки имели общую тему: самостоятельности в выборе пути, смелости и принятия на себя ответственности в принятии судьбоносного решения.
Например, Иван Царевич на своем пути в сказке о Василисе Прекрасной встречает надпись: Направо пойдешь - коня потеряешь, налево пойдешь - жизнь потеряешь. Он делает выбор. Сам.
В западных сказках главные герои чаще слушают других советов: сын мельника добивается успеха в жизни под руководством кота /сказка "Кот в сапогах"/, Золушку снаряжает крестная на бал. Сравните - беспомощная на первый взгляд лягушка, которая делает все сама и лучше всех в сказке "Царевна лягушка"/
Конечно, и в русских сказках главные герои принимают помощь животных и людей, но в главном выборе они самостоятельны и решительны.
Ольга, психолог, рассказала:
" Да, мы так доверяли тогда американским специалистам.... Вычеркивали и переписывали программы, не сомневаясь, что так будет лучше для нашей системы образования. Но вопросы возникали уже тогда: например, меня поразила нелюбовь американских специалистов к нашим русским сказкам, которые они напрочь вычеркивали из учебников родной речи для младших классов.
И я начала анализировать с точки зрения психологии те реакции, механизмы личностного развития, которые могут быть вызваны разными сказками. Я рассматривала и русские и известные европейские сказки "Золушка", "Кот в сапогах", " Красная Шапочка".
И открылось мне довольно интересное: русские сказки и сказки европейские часто диаметрально противоположны в одном: в русских сказках герою часто предлагается выбор, который он должен сделать самостоятельно, не прибегая ни к чьей помощи: направо пойдешь - будет то и то , налево пойдешь - случится то и то. Герои в русских сказках разные - умные, ленивые, есть и дурачки, но у всех есть одно качество - они сметливы и самостоятельны в выборе. В европейских сказках герои почти всегда следуют чьему-то совету, наущению и поэтому они могут внезапно разбогатеть, как хозяин кота в сапогах или удачно выйти замуж как Золушка.
И теперь я понимаю - сказала Ольга - /почти дословно запомнила ее слова/: американцы стремились убрать все те архетипы, национальные коды, которые заложены в русских сказках, заменив наших свободных в выборе, инициативных героев законопослушными безынициативными характерами.
-А зачем они это делали? Спросила я у нее
-Такими людьми ведь легче управлять - они послушны и предсказуемы».
Дарья Менделеева:
Герой русских сказок - трикстер. Это такой тип в мифологии, куда попадают и скандинавский Локи, и греческий Прометей. Трикстер - это нарушитель границ и попратель запретов, то есть, он, с одной стороны, самостоятельный и бессистемный, а с другой, буйный и неуправляемый типа "вожжа под хвост попала" и "когда совсем припечёт, я выкручусь, построив космический корабль из она и палок, а потом опять засну на тридцать лет".
Не всё так просто в русском менталитете.
Светлана Коппел-Ковтун:
Потому русских любят в трудных обстоятельствах (и не любят в обыденных) - они умеют выкрутиться. Не шаблонно мыслить, искать решение, когда кажется, что его нет - это наше...
Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун
Оставить комментарий