Христос в этом смысле всегда про другое

Автор: Светлана Коппел-Ковтун

Дробышевский кажется рассказывал, что в Африке считается, что детей кормить не надо. Мол, они как-то сами... Даже когда привозят гуманитарку для детей, взрослые не понимают: «еда для детей? зачем?» Кто выживет, тот выживет. У нас сотворили культ ребенка, в итоге на детских площадках немало малышей, которые злобно измываются над беспомощными мамами или бабушками. Так что мир полон крайностей. Христос в этом смысле всегда про другое.

Прот. Павел Великанов :

Едва ли можно найти что-то более беззащитное в древнем обществе, чем ребёнок. Пока он не вырос — он как бы даже ещё не вполне человек. Да, конечно, его любят родители — они надеются, что когда он вырастет, станет помощником, а потом и самих родителей упокоит — но всё это будет потом, в отдалённом будущем. Культ ребёнка, или детоцентризм, столь свойственный нашей цивилизации последнее время, был совершенно чужд древнему миру. И в такой ситуации то, что делает Иисус — выглядело сильнейшим вызовом. 

Ученики не просто так обсуждали дорогой, кто из них более значим: тема иерархии, чёткой соподчинённости низших высших для иудейского общества — крайне важная тема, как сказали бы сегодня, «системообразующая». Ведь без понимания, кто — начальник, а кто — подчинённый, без ясного разделения уровней и рангов неизбежно образуется хаос, всё становится неуправляемым — разве не так? И честолюбивое желание учеников Иисуса «застолбить» себе место получше и повыше — с точки зрения житейской логики, вполне объяснимо и понятно. 

Однако они не просто так стыдятся, когда Иисус прямо их спрашивает о предмете их спора. Перед лицом Спасителя их попытки самоутвердиться за счет места выглядят совсем странными: ведь Он, будучи Сыном Божиим, не ищет для Себя какой бы то ни было исключительности! 

И в этой ситуации Его обращение к ребёнку как к живому примеру — бьёт в самое сердце. Фактически, Иисус отождествляет Себя с этим бесполезным, беспомощным, уязвимым дитём — от которого нет никакого житейского прока, который не может раздобыть денег, или помочь чьей-то карьере, или высказать какую-то гениальную мысль, или вообще сделать что бы то ни было значимое и выдающееся. Потому что это — просто ещё ребёнок. И его любят не за то, что он такой или сякой — а потому, что это — маленький живой человечек, сын или дочь. И этого — более чем достаточно, чтобы любить. 

В сегодняшнем Евангелии Христос Спаситель задаёт невиданный доселе в человечестве стандарт отношений между людьми. Он прямо противоположен потребительскому, хищническому формату, когда каждый пытается другого использовать. Обняв малое дитя, Иисус тем самым говорит: «Я — с такими, как он! Я — обнимаю бесполезных, уязвимых, непафосных, никчёмных! Потому что все человеческие отличия — живут только в ваших головах: а для Бога вы все — абсолютно одинаково любимые дети!» 

Научи же и нас, Господи, дорожить любым человеком, вне зависимости от того, насколько он нам может пригодится — или нет!

Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун

1

Оставить комментарий

Содержимое данного поля является приватным и не предназначено для показа.

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.