Книга отзывов

Комментарии

Guest picture

Андрею Ковтун.
Здравствуйте! Из моего опыта: на обычном мониторе текст шириной более 600-800 пикселей неудобочитаем. Глаза от длинных строк быстро утомляются. А читать ваш материал хочется более 10 минут. Конечно можно уменьшить окно, но тогда отвлекает хаос рабочего стола.
Прошу прощения. Юрий.

Guest picture

Спаси Господи! Замечательные книги. Нет ли у Вас аудио "Ксеньюшка, голубка Христова"? У меня подруга (незрячая) очень почитает Ксению. Аудиокнигу бы ей..

Profile picture for user Светлана Коппел-Ковтун

Обязательно сделаем аудио «Ксеньюшки» того же уровня, что и сказки (там тоже есть что поправить, да голоса нет). Как только восстановлюсь после болезни - голос пока не тот, что надо (я сообщу Вам). Заходите! Спасибо за отзыв!

Profile picture for user Светлана Коппел-Ковтун

Дорогая Елена, мы сделали аудиозапись рассказа из книги «Ксеньюшка, голубка Христова» - здесь.
Со временем запишем и статьи из этой книги. О святых - скоро. 

Guest picture

Светочка! Сердечно поздравляю с открытием личного сайта! Это здорово. Ещё не всё посмотрела и почитала, но буду теперь посещать тебя и здесь. Божьей помощи тебе в новом начинании.

Profile picture for user Светлана Коппел-Ковтун

СпасиБо, Мариночка! Всё это результат труда, как минимум, троих: художник Сергей Кулина создал образ, который как нельзя лучше отражает моего внутреннего человека; Андрей проделал сложнейшую работу по воплощению в жизнь моих запросов... Работы проделано много, да. И впереди немало. А совушку видела внизу (она и клювом шевелит, и глазками, и даже передвигается)? Андрей определил это чудо жить здесь.
Приходи почаще, радуй!

Guest picture

Хорошо! Чувствуется Ваш дух - добрый, теплый, умный и чуточку детский. Как сказочник сказочнику - завидую, у меня с сайтом получилось нечто ужасное. Долго потом пришлось отписываться, мол, не имею к этой ерунде никакого отношения. Некоторые так и не поверили... Простите меня за вынужденное невнимание: если долго не появляюсь, это не значит, что забыл, просто замотался! Ваш преданнейший омилиец - Сергей Марнов.

Guest picture

Прочитал Ваши эссе о Марине Цветаевой и Андрее Платонове и весьма рад! И со вниманием и удовольствием буду их пречитывать!
Да, сказанное в них верно. Я об этом думал, когда читал пиьма Винсента Ван Гога брату. Я думал, что человеческая природа ах, как трудно переносит гениальность - трещит по швам просто.
И это не только с Божиими творческими дарами человеку - но и с даром благодати. Вот два примера. Явилась Пресвятая Богородица прп. Сергию. В этот момент с ним был келейник прп. Михей. Так вот Сергий разговаривал с Матерью Божией лицом к лицу, а Михей упал лицом в пол и не мог смотреть. Не вмещал, видимо. Подобное произошло при явлении Матери Божией прп. Серафиму. У преподобного находилась одна из Дивеевских монахинь, типа связной, пришла рассказать о делах монастырских и спросить совета, как поступить. Так вот и та - упала лицом в пол и не могла смотреть. Не вмещала.
Да, непростое это дело - Божии дары: и без них не можем, и с ними - трещим по швам) Но Милостивый всё равно спасает) Слава Ему и благодарение!

Profile picture for user Светлана Коппел-Ковтун

Слава Богу! СпасиБо, дорогой о. Паисий. Да, трещим по швам - точно. Как провода не могут пропускать ток большей мощности, чем на который рассчитаны.

Ван Гог и меня потряс - как личность. Он мне немного напоминает нашего о. Иоанна Кронштадтского - натурой своей, страстной ответностью на чужое горе, живым чувством сопереживания. Об этом немного в эссе Соль жизни

Guest picture

Прочитал эссе. Признаюсь, для меня это несколько неожиданный поворот, неожиданный угол зрения... И пища для "долгих дум": как сочетается такое человеческое милосердие Винсента с последующим художественным служением и довольно одинокой жизнью? Как вытекает одно из другого, как связано...
И ещё признаюсь, вообще тема вещественной милостыни от меня чуть далека - монах, как существо неимущее или малоимущее и отчуждённое, почти не задействован в этом)) Душевная же милостыня - да, это понятно: носить немощи друг друга. И это - непросто!)
И поэтически интересно сближение деланий св. Иоанна Кронштадтского и Винсента Ван Гога: побуждает ещё по-новому взглянуть на святых, как на поэтичнейших, художественно прекрасных людей! Да. Есть поэзия слова, поэзия жеста, образа - и есть поэзия поступка, поэзия чистых помыслов... Верно! То, что свт. Григорий Богослов называл "христианской философией")

Profile picture for user Светлана Коппел-Ковтун

взглянуть на святых, как на поэтичнейших, художественно прекрасных людей! 

Да, корешок Господень тянется сквозь человеческое творчество во всех вариантах. Святые - самые высокие художники

Нет ничего более подлинно художественного, чем любить людей.

Винсент Ван Гог. Из письма к брату Тео. Арль, 1888 год

СпасиБо Вам!

Guest picture

Неплохие материалы; во всяком случае автору удалось в них само-выразиться и само-реализоваться гораздо достойнее, нежели составителям "желтого" чтива. Немало сказано в частности о любви к ближнему. По этому поводу выскажу мнение, с которым едва ли согласятся посетители сайта, да и сама Светлана: по большому счету человек - это ничтожество, однако в силу своей способности страдать он все же достоин сострадания. "Любить" ближнего (да и самого себя) значит относиться к таковому с презрением, но не причиняя при этом зла, по крайней мере преднамеренного зла...

Profile picture for user Светлана Коппел-Ковтун

С презрением - нельзя относиться. А про ничтожество - соглашусь, порой сил нет видеть это самое ничтожество. Спасает ситуацию то, что в каждом из нас Христос, потому и недопустимо презрение к человеку (ни к себе самому, ни к другому).

Любить человека - видеть в нём Христа, именно видеть, но для начала надо хотя бы помнить о Нём, искать, всматриваться... Только видящий Христа способен любить, а не человекоугодничать (многие ведь не различают то и это, хотя любить - добродетель, а человекоугодие - грех).

Страдание... Я думаю, что в момент страдания нельзя лгать самому себе. Человек реален в страдании. Именно поэтому через страдание многие приходят к Богу.

Рада Вам! 

Guest picture

Очень красиво и возвышенно, Светлана. Надеюсь, что искренне, но порой люди, исповедующие подобные убеждения, не смогли остаться верными ему до конца. Знаете когда? Именно перед лицом страдания. Страдание не только нас облагораживает (будь то физическое или душевное), но также очерствляет и превращает в животных, - когда ненавистный инстинкт бегства от боли доминирует в нас над всем, включая то, что мы считали любовью и верой. Кстати, у священномученика Киприана Карфагенского (3 век) в небольшом сочинении "О падших" эта тема тоже затрагивается. Но, так или иначе, лучше, конечно, в этом житейском смраде надеяться на Христа, а не утопические идеи квазимессий.

Profile picture for user Светлана Коппел-Ковтун

Цветок под колёсами телеги прекрасен не меньше, но он травмирован. В страдании и человек травмируется, об этом важно помнить и никого не судить (травма - не преступление, не порок; травму надо отличать от порока). Тут важен собственный опыт страдания, как раз срабатывает то, о чём я написала - обретение себя реального, а не воображаемого. Опыт собственной немощи многому научает.
Свт. Лука говорил: «я полюбил страдание». Наверное, не страдания сами по себе (они калечат, вы правы), а их плод - капельки благодати, которая не заслужена ничем иным, кроме как претерпеванием страдания во имя чего-то большего, чем ты сам. Тогда на месте причинённых другими ран, как масло на иконах, проступает Господь. Бог близок к страждущим - в этом суть. Это кратчайший путь: милость к беспомощным и претерпевание страданий. Хочется добавить  «безвинных страданий», и оно так и есть с небольшой оговоркой: безгрешных людей не бывает, а кто виновен в одном, виновен во всём (Иак. 2:10)  - потому скажем просто «страданий».

Guest picture

Я читал эту книгу Луки. Страдание страданию рознь, возможно, этот святитель соприкоснулся со страданием в его наиболее "благородном" аспекте. Не берусь обобщать, но знаю достоверно случаи людей, которых страдание привело к предательству других и отвращения к себе самим. Вряд ли кто-нибудь знает себя реального, обжегшись об утюг. Другое дело остаться на костре, когда есть возможность с него сойти и возвести другого туда вместо себя. И от такого искушения откажутся лишь единицы. Даже если эта иллюстрация выглядит гротескно, похожие прецеденты в истории случались не раз. Не знаю, какова Вы - РЕАЛЬНАЯ, а я относительно себя не обольщаюсь. И поскольку я не одинок в подобной "эвентуальности", то имею моральное право презирать не только себя, но и большинство своих ближних. Дай Бог не оказаться однажды перед таким выбором...

Profile picture for user Светлана Коппел-Ковтун

Каждый из нас многолик: и в реальности своей, и во лжи. Мы разные - в разных обстоятельствах, с разными людьми... Но во всей этой разности есть подлинное Я, которое у многих спит глубоким сном. Страдание будит его от этого мертвенного сна.

А сломать можно любого человека, в этом нет сомнений. Особенно сегодня, когда человек так хорошо изучен. Только нельзя судить сломанных. По крайней мере, пока сам не пережил того же. А переживший вряд ли будет склонен судить - в здравом уме и чувстве, по крайней мере.

Guest picture

Вот именно. Поэтому я и сужу себя заочно, и молю Бога, чтобы никогда не оказаться в упомянутой мною ситуации. Другим людям я не судья, просто с некоторых пор стал очень скептично относиться к высоким словам, вероятно, часто с неоправданным подозрением. Может и Базаров в "Отцах и детях" имел это в виду, когда говорил Кирсанову: "Не говори красиво".

Profile picture for user Светлана Коппел-Ковтун

скептично относиться к высоким словам

Это предрассудок, на мой взгляд. Свобода предполагает свободу от него. У меня есть давний афоризм на эту тему:

Люди правильно не доверяют красивым словам. Вся пошлость красивых слов в том, что за ними, как правило, мы прячем некрасивые дела. Но ирония судьбы в том, что красивые дела тоже существуют и, как правило, без красивых слов. И крайне редко красивые слова и красивые дела встречаются. И все же, так бывает! Потому зря люди так боятся красивых слов.

В этом смысле быть поэтом - настоящее счастье. Большие слова не пугают, а вдохновляют, воскрешают, радуют и наставляют. Вы не представляете насколько живыми могут быть слова, насколько надёжными. Я словам доверяю больше, чем людям. Именно потому, что отличаю живое слово от неживого. Говорить всегда живыми словами непросто. Не зря Батюшков сказал: «Слова поэта суть уже дела его».  Не всегда удаётся поэтический акт, иногда случается «недолёт» - но это нормально. Зато когда свершилось чудо, ты живёшь настолько мощно и полно, что вся шелуха отпадает, как хлам. Хлам становится слишком очевидным, а тяга к прекрасному растёт. Не фальшивому, а настоящему прекрасному нельзя противиться, нельзя умничать в общении с ним, нельзя лгать... Если ты сам настоящий, конечно. Ненастоящие боятся настоящих слов - потому что боятся разоблачения, боятся не устоять  перед ними. Потому Бог скрывается от тех, кто хочет скрыться от Него. Настоящие слова тоже как бы скрываются от ненастоящих, неживых сердцем людей. Неживые люди не понимают живые слова, ибо перевирают их в своём уме. Клевещут...

То есть, тема, затронутая вами, велика. Можно её длить и длить...

Guest picture

Тема действительно неисчерпаемая. Возможно, я увлекся и пора подводить черту. Нередко мы спорим из-за разницы определений, хотя можем подразумевать одно и то же. Как тут прийти к "консенсусу: на каждом шагу разбираться с семантикой и дефинициями? Например, у современника Батюшкова Ф.Тютчева есть тоже любопытная строчка:"Мысль изреченная есть ложь". Даже в Евангелиях у Христа в разных местах есть, с точки зрения логики, взаимоисключающие утверждения.
Интересна и Ваша мысль: "Я словам доверяю больше, чем людям." Если в тому смысле, что "от избытка сердца говорят уста", то в этом есть резон. Еще меня заинтриговало: " Именно потому, что отличаю живое слово от неживого." Говорить так по праву может только сердцеведец, "духовный эксперт" своего рода. Другое дело, если "живое" и "неживое" - это лишь ваше субъективное восприятие, то, о чем Вы судите " в себе и для себя", не считая свою интуицию критерием истины.
Нечто похожее и с пониманием прекрасного. Чтобы не воспарять высоко, возьму осязаемое прекрасное, не столько духом, сколько душой и телом различаемое. Так, утонченный эстет может гнушаться не только тем, что впечатляет людей с менее развитым вкусом (художественным, музыкальным, литературным и т.д.), но и самими почитателями такового. И подобный снобизм сквозит у многих воспетых гениев, пусть и в завуалированной форме. Не отсюда ли и вытекают такие определения, как настоящий и ненастоящий человек, неживой и живой и др. Пусть даже без лиц и фамилий. Надеюсь, что это не про Вас. Кстати, если у Вас, Светлана, есть такой дар видения, каким человеком кажусь я?

Profile picture for user Светлана Коппел-Ковтун

Давайте вспомним лучше о Голосе Пастыря, который знают (должны знать и узнавать - как истинный настоящий) Его овцы. Что это за Голос по-вашему? И как его можно слышать и узнавать? На каком этаже своей личности? Всё настоящее помечено этим Голосом (знает его).
Стоит вспомнить и Сократа с его «демоном». Внутренний человек - это не так просто... Внутренний человек - чудо, которое люди мало знают и понимают, а чаще вовсе не знают, а в данный исторический момент теряют... И даже не понимают, что теряют.
У меня есть тематическая подборка из дневников Объективная субъективность. Посмотрите, может быть там что-то интересное найдёте. И здесь что-то можете найти. Я просто размышляю, всматриваюсь в то, что вижу, слышу, наблюдаю. И пытаюсь осмыслить. Созерцатель одним словом. Иногда мне удаётся хорошо сформулировать мысль, иногда не очень удаётся (особенно когда болею). Так, я думаю, у всех...
Снобизм - это всегда неживое. В творческих людях есть всякое, потому что они - люди. Важно, что доминирует, какое устремление главенствует. Если царит самость - там до настоящего далеко. Но даже такой может иногда выскакивать из самостного заточения и творить. Человек сложен. И в каждом есть Господь.

Guest picture

Не скажу, что понял всё (мне понятнее, когда больше конкретики и смысловой очерченности), но кое-что заинтересовало. Если же говорить о созерцании, это тоже мое бремя. Другое дело, что интерпретирую созерцаемое я иначе; мой "внутренний человек" и слышит, и видит не так, как большинство других людей, будь то "поэты" или "прозаики". Кто же заблуждается? Но еще важнее - как увидеть по-другому то, что видится именно так, как видится? Что это: уродливые фантомы или "честная" экзистенция?
Более того, даже в голосе Пастыря я слышу иные интонации и иную посылку. Хотя в доктринальном плане я вполне ортодокс (по крайней мере Символ веры для меня - истина), вера не делает меня счастливее. Скорее наоборот, это атеисты пребывают в оптимистичных иллюзиях.
Если бы вы согласились дать рецензию (как опытный журналист), я бы поделился своим видением жизни на нескольких страницах текста.

Profile picture for user Светлана Коппел-Ковтун

Нет двух одинаковых людей. Экзистенция у нас разная, и дазайн у каждого свой - потому видит каждый своё. Но это не в том же смысле, как у каждого свой бред. У каждого своя точка смотрения, свой ракурс и свои доминанты. Одинаковая вера не унифицирует видение, но доминанты заметно сближает, ибо у состоявшегося христианина доминировать должен Христос. То есть, царь в голове - один у всех. Это не словесный оборот, а очень конкретное описание реальности. Вера делает счастливым именно в том смысле, что делает причастным Христу. В ощущениях это похоже на выход из тесной комнатки, где ты не мог выпрямиться. Человек во Христе - как великан, он соединяется с собой заданным, собой грядущим, тем, которым должен быть - начинает оперировать теми «мышцами» души, которыми должен. Об этом и говорит апостол «будьте совершенны». В христианине открывается измерение совершенства - открывается вход в это измерение. Человек ведь похож на шкалу, он движется по ней, и по мере движения меняется. Совершенство человека по Богу - это, прежде всего, нахождение в правильном месте внутри себя. Ошибка многих в том, что они хотят себе приписать и присвоить совершенство. Нет, это невозможно. В совершенство входят и выходят, как в некое пространство. И задача - прийти и не выходить, удерживаясь в соответственном состоянии.

А теперь о понимании. Из себя понять другого как другого невозможно, из себя можно понимать только своё в другом. Чтобы понять другого как другого, надо выйти за свои пределы (перерасти) и войти в то самое пространство совершенства и целостности (если вне себя, то не нигде, а где-то). Место встречи всех со всеми. То есть, в Бога надо войти - иначе никак. Именно в этом смысле семья - малая церковь (двое создают единое пространство, где и живут двое как двое, а не как один и один). 

Счастье атеистов, о котором вы упоминаете - это совсем другой бытийный этаж. Там другое счастье. Хотя я лично знаю таких атеистов, чья душа ближе к Богу, чем у многих верующих. Атеизм человека может быть иллюзорным. В нём только не распахнута дверь в измерение совершенства, но он к ней подошёл вплотную. Любящее сердце его согрело, напоило Христа в облике ближнего не раз. То есть, такой атеист отчасти знаком с Богом, только не заметил этого. Есть другие атеисты, но сейчас не о них.

Ваше предложение описать свой опыт... Не знаю... Если чувствуете, что это нужно вам, давайте попробуем. Не факт, что получится у меня сказать что-то внятное. Но если отзовётся душа, скажу что думаю об этом (не боитесь прямоты?). Вообще я хорошо слышу других, но когда в хорошей форме. Последние годы, увы, болезнь меня сильно донимает. Но мы не так уж далеки друг от друга, как бывает. Рискнём. Я напишу вам на почту, сообщу свой адрес, на который можно будет прислать свои несколько страниц.

Guest picture

Спасибо, Светлана. Именно прямоты я и хочу. Сам часто бываю слишком прямым, увы, до бестактности, что , разумеется, плохо. Вероятно, вы близко ощущаете Бога, то, что вы написали даже в последнем сообщении (не говоря о статьях на сайте) может написать либо опытно познавший то, о чем данный человек говорит либо гениальный лицемер. Последнее я исключаю, или же я вообще ничего в людях не понимаю.
Вы, думаю, читали, что кто-то из древних отцов условно разграничил христиан на три категории: сынов, наемников и рабов. Я честно признаю, что отношусь к последним. И еще, я много лет читаю Писание и другую христианскую литературу. Мое субъективное впечатление, что узнать во Христе милостивого Спасителя можно только субъективно, по наитию, мистически, но никак не в библейских текстах. Вообще-то в своих письменных наблюдениях я о Боге не упоминаю, в них исключительно мое восприятие жизни и бытия. Если не передумали, напишите адрес, куда можно отправить текст.
Не знаю, какой недуг вас мучает, но пусть Бог вам его облегчит. Мое здоровье позволяет оставаться трудоспособным, но когда прихватывает, то действительно бывает не до рассуждений. В любом случае желаю вам всего доброго.

Profile picture for user Светлана Коппел-Ковтун

сынов, наемников и рабов

Удивлю наверное, я о таком не думаю вообще. И не знаю кто я - это Ему виднее. Даже не понимаю, зачем мне это надо знать. Делай, что должен,  и будь что будет - это всё. Хотя, с оглядкой на состояние здоровья, поправлю: делай, что можешь (должна я больше, чем могу). 

Написала вам.

Добавить комментарий

Содержимое данного поля является приватным и не предназначено для показа.

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.