Поэт, эссеист, публицист, автор сказок для детей и взрослых
От чрезмерной мягкости часто приходится переходить к чрезмерной строгости.
Единственный способ светить другим — светиться навстречу Свету.
Мы друг другу гении, ангелы-вдохновители, а значит и демиурги. Нельзя стать самим собой (настоящим) для себя, можно только для другого. Явить себя настоящего можно только другому. И таким образом стать настоящим — перед лицом другого (ближнего или дальнего).
От набата не ждут колыбельных.
Творец творит, преодолевая. От чего-то убегает и за чем-то гонится... И таланты человеку даются, вероятно, для преодоления себя и других с учётом вполне определенной данности. Талант — это всегда дар для сражения за что-то против-чего-то. В этом мире без сражения не обойтись, прекрасное самим своим существованием — сражается.
Мои звёзды не гаснут — я дарю их чисто. Отдаю не только в добрые руки, но тьма их не любит. Тьма желает лишь погасить свет, потому не родит солнца, даже если ей отдать все искры и звёзды на свете.
Конец мира — это развод с истиной. Без брачных отношений с ложью конец мира невозможен.
Метод антихриста в нас — расчеловечивать человека через бесчеловечный (обесчеловечивающий) социальный запрос.
Что такое друг? Это другой, у которого можно спросить совета как у бога. Это другой, через которого можно поговорить с Богом, т.е. это человек, который любит тебя настолько, что в нём может подавать весточки о Себе Бог. Бог, который в нас.
Друг — это тот, кто смотрит на меня глазами Бога.
Встречая на пути человека, который смотрит вечными глазами, не надо приписывать себе его вечность, которая сразу же пробуждается в душе от такого взгляда. Его вечность — не ваша вечность. Взыщите свою! Ваша — тоже должна смотреть на другого вечными глазами и не приписывать себе ничего чужого. Вечность смотрит на вечность и видит вечность, а самость смотрит только на себя и видит только себя. Вечность видят вечностью. Вечность — одна на всех, но точка смотрения у каждого своя, потому вечность, открывающаяся в нас — индивидуальна.
- Русскость - это что такое? Дискредитированное понятие, на мой взгляд, но вы находите в нём что-то значимое для себя, что?
- Для меня русскость - это, прежде всего, отношение к другому, способность смотреть на другого как на равного себе. Уважение к человеку как таковому, независимо от кланов, кровей, статусов, принадлежности к корпорации и пр...
Игорь Петухов: Разве истина достижима для человека?
Светлана Коппел-Ковтун: Конечно. Несмотря на то, что многим это трудно признать - по разным причинам.
Игорь Петухов: Вы имеете в виду научную истину?
Светлана Коппел-Ковтун: Нет, научная истина - это только фрагмент целой истины, которая доступна человеку. Одна из граней. Причём в наше время даже наука начинает всерьёз зависеть от мировоззрения учёного. Если оно слишком узко, он не в состоянии видеть истину в фактах, искажает её в своих трактовках.
Мой собеседник - Дмитрий Бабич, журналист, политический обозреватель, переводчик... и большой друг Поэзии, а это непременно значит - поэт, т.е. человек, который владеет языком поэзии (в придачу к пяти иностранным). И хотя пользуется он этим своим умением крайне редко, стихи он не только любит, знает, но и пишет...
Инна Сапега, в замужестве Андреева — любимая многими православными писательница. Её книги я рекомендую как лучшие своим знакомым и сама люблю следить за тем, как она разворачивает, раскрывает для созерцательного наблюдения внутренний мир своих героев, как считывает правду жизни на внутренних скрижалях сердца — своего и чужого. Но главное в её жизни не книги, а дети, семья. И не удивительно, ведь женщина раскрывается как женщина именно в семье, в отношениях, и Инна расцвела, встретив свою любовь, свою половинку — мужа Александра...
«Что такое Любовь?» — вопрошает схимонах Симеон Афонский и отвечает: «Как в чистом небе живет солнечный свет, так и в чистой душе — Свет Небесный». Сегодня всем нам не хватает этого чистого небесного света и каждый по-своему борется за него, ищет его, добывает как хлеб насущный, потому что посреди мрака мира без него слишком неуютно, слишком страшно. Особенно в последнее время, когда мрака стало так много, что в свет многие перестают верить.
Мой собеседник известный писатель, историк и, главное, отец девятерых детей, семеро из которых — приёмные, Сергей Дмитриевич Марнов.
Сегодня мы беседуем с нашим давним другом во Христе игуменом Серафимом (Федиком) - клириком Михаловско-Кошицкой епархии Православной Церкви Чешских земель и Словакии, которому в этом году исполнилось 60 лет. Он несёт своё апостольское служение, окормляя православный приход в селе Марковцы, а прежде, до тяжёлой болезни, подорвавшей его силы, на протяжении почти 20 лет окормлял словацкие приходы Рождества Богородицы в селе Цейков и Преображения Господня в селе Кашов, а так же первый венгероязычный приход во имя преподобного Моисея Угрина.
На вопросы читателя отвечает религиозный поэт, мыслитель и эссеист Светлана Коппел-Ковтун
Вечное мыслят вечным в себе, а не невечным. Описания вечного, которыми все пользуются, добыты теми, кто видит вечное вечным в себе — это и есть откровение. И понять его по-настоящему можно только вечным в себе. В этом ловушка для тех, кто пытается своим рациональным, ограниченным умом мыслить о немыслимом...
...Во-первых, замкнутый на себе человек - дурак, т.е. важно быть открытым навстречу Другому. Во-вторых, есть много попутчиков более опытных, у которых есть чему поучиться, от них же можно (только от них!) принять благой Огонь, делающий нас теми, кем мы должны стать. Если видишь совершенного человека, значит у него была Встреча. Иначе не бывает...
17 июня 2019 года, на 65-м году жизни от рака умер православный писатель, клирик Самарской епархии протоиерей Николай Агафонов. Он ушёл в Духов день, второй день праздника Троицы, что некоторым образом утешает всех, кто скорбит о кончине доброго человека и пастыря. Предлагаем читателям сокращённую версию интервью 2008 года, которое прот. Николай дал Светлане Коппел-Ковтун
«Философия занимается глубоким, а поэзия высоким» (М.Хайдеггер). Это симпатичное определение понять не так легко, как хотелось бы, потому что возникают вопросы, ответы на которые всё время ускользают. И вряд ли стоит играть с ними в догонялки, лучше побеседовать с умным человеком в надежде на проблески, на игру света и тени, в которой совершенно случайно может быть явлено нечто значимое...
Как отдельный человек, так и народ счастливы, когда равны себе, когда могут позволить себе роскошь быть собой. Не потому ли в наши дни резко обострились проблемы идентичности? Навязывание ложных идентичностей — один из новых методов ведения войны. Отсюда сотворение ложных мифов, вводящих в ложную реальность и ложную историю. «Миф нужно отличать от сказки, — говорит в одном из своих интервью доктор философских наук Андрей Макаров...
На фоне усугубляющегося экономического кризиса всё очевиднее проступает кризис духовный, который, вероятно, первичен. Равнодушие людей к ближнему маскируется, прикрываясь психоэмоциональным флёром и красивыми словами, за которыми часто пустота. О том, как сохранить живое сердце в непростых условиях нашего времени мы беседуем с кризисным психологом из Минска Константином Владимировичем Яцкевичем.
Тогда мальчишки были всё-таки другими… И дело даже не в том, что они не знали, что такое интернет. Начало космической эры в 60-е годы формировало нас более романтичными, мечтательными. Мы не были прагматиками, мы мечтали стать лётчиками, космонавтами, учёными, инженерами, врачами, военными, а не юристами, экономистами, дилерами и прочими конторскими протирателями штанов...
На вопросы отвечает прот.Андрей Спиридонов. Нужны присутствие Бога и помощь Божия, чтобы выбраться из тупика и бессмыслицы собственного существования. И здесь очевидно то, что это осуществляется не благодаря бездумности, но, напротив, благодаря осмысленности, можно сказать, что – осмыслению своей жизни в Боге, во Христе. Правильно мыслить — это значитсоотносить свои мысли с правдой и волей Божией...
На вопросы отвечает кризисный психолог Константин Владимирович Яцкевич. С точки зрения православной психологии, нравственность и мораль — это совершенно разные уровни контроля человечности. Отличие между ними — принципиальное. Если нравственность — это более глубокий уровень контроля поведения, работающий на институциональном уровне души и сердца через инструмент совести, то мораль — это более поверхностный социальный уровень контроля...
На вопросы отвечает православный психолог Константин Владимирович Яцкевич. — Я бы начала с известного цветаевского афоризма «Любить — видеть человека таким, каким его задумал Бог и не осуществили родители. Не любить — видеть человека таким, каким его осуществили родители. Разлюбить — видеть вместо него: стол, стул». Мне он кажется проникновенным, гениально точным. Если взять крайние две точки...
Думаю, счастливый человек — это, в первую очередь, человек, благодарный Создателю. Исполненный благодарности человек светел и милосерден. И он несёт свет. Вошёл такой человек в вашу жизнь, и сразу светло стало. И где бы он ни находился, на каком бы удалении от вас, свет его души навсегда остаётся с вами. Это образ настоящего христианина...
Нужна искра. Какая-то маленькая искорка, которая бы вдруг разгорелась в сердце и осветила картинку, которую хочется описать. Нужно время и немного тишины. И обязательно нужно, чтобы то, о чем я писала, как-то соотносилось и с моим опытом. Я не могу писать о том, что я не понимаю или не хочу понять, что я не ощущаю в себе самой...
На вопросы отвечает клирик Ярославской епархии протоиерей Пётр Винник
Все искушения приходят с восьми сторон, т.е. спереди и сзади, сверху и снизу, справа и слева, извне и изнутри. Однако можно выделить те искушения, которые попускаются по воле Божьей в наше назидание, и те, в которых мы искушаемся сами. Чем сильнее в духовной жизни подвижник, тем сильнее ему предстоит духовная брань...
Не люди, Сам Господь назвал христианского Бога «Богом Авраама, Исаака и Иакова» (Мтф. 22:32). «Авраам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (Быт. 15:6). Авраам не просто верил в Бога, но всецело полагался на Него даже услышав требование принести в жертву своего сына. Непонятным остаётся почему Авраам был уверен в том, что слышит именно Бога. На трудные вопросы отвечает Константин Владимирович Яцкевич.
Научиться правильной молитве это означает научиться правильной христианской жизни. Однако, если вдуматься в суть евангельских заповедей, то становится очевидным, что «человекам это невозможно, Богу же все возможно» (Мф.19:26). То есть, и в жизни и в молитве важна сама наша обращённость к Богу, а не к самим себе.
На вопросы отвечает православный психолог Константин Яцкевич.
Этот засевший и хронизировавшийся в душе ужас, пожалуй, самое страшное, что может случиться с душой. Это безутешность и безысходность нескончаемого страдания. Это по существу ад в душе при жизни во всей его полноте. Такое возможно именно в том случае, когда у души нет никакой внутренней надежды и связи с Богом и Святым Духом (Утешителем).
Клирик Ярославской епархии о. Пётр Винник рассказывает о своей встрече со знаменитым старцем архимандритом Павлом (Груздевым).
Впервые увиделся я с архимандритом Павлом (Груздевым) в 1994 году. Это было в Ростове Великом в Спасо-Яковлевском Димитриевом монастыре.
В век Некрасова в глаза бросались такие вот «женщины в русских селеньях». Были ли такие женщины типичным явлением? Скорее всего нет. Именно поэтому их образ и казался поэту Некрасову ярким. Для наглядности обратимся к хрестоматийному полотну Айвазовского. Может ли море состоять сплошь из «Девятых валов»? Нет...