1. Подозреваю, что вас потрясает «Собор в Руане» Клода Моне. Ведь вы так любите импрессионистов... Но потрясает вся ли серия из тридцати полотен или только некоторые? Если некоторые, то что не так в «спокойных»? А если потрясают все, то позвольте поинтересоваться: вы так над всеми тридцатью и трясётесь? Ну, допустим, у вас достало сил протрястись над всей тридцаткой. А собственно что вас там потрясает? Рисунок там почти один и тот же. И ракурс почти всюду один и тот же. Если вас трясёт, не переставая и не приедаясь, над всеми, значит в лихорадке виновата колористика, оказавшаяся столь различной при написании собора в разное время суток при разном освещении.
2. Если имеет место такое внимание художника к таким деталям, то дьявол просто обязан вступить в свои права и заявить: «Надо непременно продолжить живопись. И писать собор в Руане непрерывно и артельно». В самом деле, с чего вы или Клод Моне взяли, что тридцать полотен — исчерпывающая образ серия? Почему не триста? Почему не триста тысяч? Пусть народ трясётся и до полусмерти, и до полной смерти. В вопросе «Искусство и жизнь» искусство покажет свою силу и способность убивать зрителя.
3. Если вы не признаёте за живописью и искусством вообще (1) роли познавательной, стало быть, (2) роли обобщающей, стало быть, (3) роли, выказывающей полноту своего исполнения, стало быть, (4) роли, пришедшей к завершённому образу, стало быть, (5) роли, исключающей дополнения, — то к великолепной тридцатке вам придётся таращить и пучить глаза в принципе на бесконечное количество полотен, запечатлевших собор в Руане. Таково Божье наказание ценителям впечатления в пику познанию и обобщению.
4. Книг, картин, музыки не должно быть много, много непомерно с восприятием. Иначе своей избыточностью они обессмыслят искусство.
Максим Бутин
---
Когда искусство перестает обобщать, оно начинает лопаться от материала. Избыточность его задавит
Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун
Оставить комментарий