Итак, каллиграмма - это тавтология. Но противоположная риторике. Последняя играет на избыточности языка, прибегая к возможности дважды сказать одни и те же вещи разными словами, или же пользуется чрезмерным языковым богатством, называя две различные вещи одним и тем же словом; сущность риторики - в аллегории. Каллиграмма же использует свойство букв обладать одновременно и ценностью линейных элементов, которые можно расположить в пространстве, и ценностью знаков, которые должно развёртывать в единую цепь звуковой субстанции. Будучи знаком, буква позволяет фиксировать слова; будучи линией, она позволяет изображать вещь. Таким образом притязание каллиграммы - в том, чтобы, играя, стереть все базовые оппозиции нашей алфавитной цивилизации: показывать - называть, изображать - говорить, воспроизводить - произносить, имитировать - обозначать, смотреть - читать.
Дважды загоняя в засаду вещь, о которой идёт речь, каллиграмма готовит ей самую совершенную ловушку. Благодаря своей двойственности, она ставит вещи такой капкан, который не способны соорудить ни речь сама по себе, ни чистый рисунок. Каллиграмма устраняет непреодолимую пустоту, которую слова сами не в силах победить, навязывая им посредством уловок письма, играющего в пространстве, зримую форму их референций: искусно расположенные на листе бумаги, знаки призывают извне, через поля, которые они обрисовывают, через раскрой их массы на пустом пространстве страницы, ту самую вещь, о которой говорят. Но взамен видимая форма оказывается изъеденной письмом, словами, - они полностью выработали её изнутри и, предотвращая её неподвижное, двойственное, безымянное присутствие, исторгли целую сеть значений, нарекающих её именем, определяющих её, закрепляющих в мире дискурсов. Двойная западня; неизбежная ловушка: как вырваться отсюда полёту птиц, мимолётной форме цветов, струям дождя?
Мишель Фуко. Это не трубка, 1999
Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун
Оставить комментарий