Прот. Александр Мень: Люди горят и в раю, и в аду...

ОТЕЦ АЛЕКСАНДР МЕНЬ О СВОБОДЕ ВОЛИ
Помню, как я однажды признался отцу Александру Меню о том, что не могу понять, как праведники могут наслаждаться в раю, зная, что другие, в том числе, возможно, их ближние, мучаются в аду и горят в вечном огне. Я также признался, что не вижу необходимости в дарованной нам Богом свободе воли и выбора, коль скоро выбирающие иной путь в конце концов попросту уничтожаются, т.е. на деле свобода – это обман. И что я прихожу к выводу, что эти явные запугивания использовались церковью для манипуляции массами и контроля над ними. Что очень хорошо видно по антисемитским проповедям Иоанна Златоуста. Не был ли прав Ориген, утверждая, что даже дьявол спасётся?
Отец Александр нахмурил брови – как сейчас вижу его большой белый лоб, один вид которого выводил меня из любых жизненных трудностей и способствовал взрослению духа. Нахмурил брови – знак того, что он думает, как лучше мне подать ответ.
"То, что манипуляция – это само собой разумеется, Андрюша, — ответил отец Александр Мень. — Она была, есть и будет. К сожалению. Такова человеческая сторона церкви, да и любого массового института. Не только религия, но и мораль, право, экономика, наука – всё может становиться орудием манипуляции и контроля, особенно в руках шарлатанов и мошенников. И я никому не могу рекомендовать быть частью массы, как толпы. Что до святителя Иоанна Златоуста, то, увы, он в тот момент пал жертвой принципа «цель оправдывает средства»: в четвёртом веке церковь всеми силами стремилась доказать себе и миру свою независимость от иудаизма. Разделение было неизбежным. Поэтому вы правы, задавая такой вопрос - его в той или иной форме задают многие. Действительно, рай с травкой, овечками и арфами и ад с вечными муками на сковородках - примитивная сказка для простодушных. Но никто не уничтожается. Реальная картина великой богочеловеческой драмы бытия, промысленной Высшим Режиссёром, гораздо более сложна и изощрённа. 
Если реально по Евангелию и его толкованиям Отцами Церкви и последующими экзегетами, то вы увидите, что там никакой сказки нет. Когда Иисус говорил о «геенне огненной», это была метафора; как известно, под геенной он имел в виду долину Gehinnom за стенами Иерусалима, где сжигали мусор, помои и мёртвый скот, а потому всегда горел огонь и было очень жарко. На деле, ЛЮДИ ГОРЯТ И В РАЮ, И В АДУ. В раю - любовью к Богу, в аду - любовью к себе и своим эмоциям и пристрастиям. Мы называем это грехами. И каждый идёт в рай или ад ПО СОБСТВЕННОМУ ВЫБОРУ и наслаждается там соответственно вектору своей души. 
Поэтому спасение и искупление всего человечества едва ли возможно - это нарушило бы свободу воли. После всеобщего воскресения одни люди идут к жизни с Богом в свет и преображённое бытие, другие - во «тьму внешнюю» к жизни с грехами и демонами, и оттого там «плач и скрежет зубов» от неутолённых ещё страстей. Это тоже бытие, но преображённое тьмой, которое по сравнению с бытием праведников является или кажется небытием или «смертью второй». Однако, реального «небытия» не бывает. ВСЁ ЕСТЬ БЫТИЕ И КАЖДАЯ ИЗ ЕГО ФОРМ ПРOНИЗАНА ОГНЁМ ЛЮБВИ Просто разной любви. И тех, кто выбирает ад, сознательно или бессознательно, не загонишь в рай даже вилами. Об этом хорошо написал Сведенборг, прочитайте о нём статью Владимира Соловьёва в энциклопедии Брокгауза и Эфрона".
Я выделил курсивом то, что отец А. Мень повторил два или три раза.
Андрей Анзимиров

Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун

Добавить комментарий

Содержимое данного поля является приватным и не предназначено для показа.

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.