Слова, сказанные Осирису Та-Миут: “Я встаю дыбом до Небес». Кое-что про кошку

...Стоит ли удивляться, что за убийство кошки, даже случайное, воздаянием в Та-Кемет была смертная казнь? Сохранились свидетельства греческого историка Диодора Сицилийского, который в 60 году до н.э. наблюдал такую сцену: «Один римлянин убил кошку (переехал колесницей), и сбежалась толпа к дому виновного, но, ни посланные правителем для уговоров власти, ни общий страх, внушаемый Римом, не могли освободить от мести этого человека, хотя он и совершил это нечаянно».
До наших лет дошёл древнегреческий папирус авторства бальзамировщика Оннофриса, который детально описывает, предположительно, один из худших дней своей жизни. Согласно тексту папируса, адресованному государственному чиновнику (эпистату) деревни Танис в Фаюмском оазисе, Оннофрис не сумел спасти котят своей кошки. Мать отказалась от детей, и бальзамировщик понес их в храм Баст, однако ему не удалось встретиться со жрецами, и пришлось вернуться домой вместе со священными животными. Вскоре этих котят утащил бродячий кот, за которым Оннофрис немедленно погнался. В поимке кота ему помогал деревенский секретарь Фасис, который позже засвидетельствовал, что Оннофрис приложил все усилия к спасению детенышей. К сожалению, почти все котята погибли — выжить удалось лишь одному. Оннофрис вновь отнес их к храму Баст — чтобы жрецы выходили живого котенка, а мертвых мумифицировали, согласно обычаю. После этого случая, бальзамировщик описал события на папирусе, чтобы эпистат подписал его и обезопасил Оннофриса от наказания за случайную смерть котят. Из текста видно, что бальзамировщик очень расстроен, обеспокоен и старается оправдаться.
Известен и случай, когда трепетным отношением египтян к священным животным воспользовался персидский царь Камбис II при взятии города Пелузия. Камбис велел своим воинам привязать кошек к щитам, и египтяне сложили оружие, боясь ранить или убить земные воплощения Бастет. К слову, дальнейшая жизнь персидского стратега сложилась печально: его поглотило безумие, в то время как в Египте вспыхнуло восстание. Греческий историк Геродот связывает падение Камбиса II со святотатствами, которые он совершил на египетской земле.
Итак, убийство священного животного жестоко каралось людьми и богами. Но, если домашняя кошка умирала от естественных причин, египтяне в знак траура сбривали себе брови. Хоронили животных с большими почестями — ярким примером будет саркофаг Та-Миут, любимицы царевича Тутмоса V, старшего сына фараона Аменхотепа III и царицы Тейе. Иероглифические письмена, украшающие саркофаг, гласят: «Слова, сказанные Осирису Та-Миут: “Я встаю дыбом до Небес, Я размещена среди нетленных, которые в небе, Я Ta-Миут, Торжествующая”».

"Кошачий Культ", Жизнь Первая: когда кошка была богом

Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун

5

Оставить комментарий

Содержимое данного поля является приватным и не предназначено для показа.

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.