«Смерть и мыльные пузыри», лепнина XVIII-го века, Храм Гроба Господня, Бамберг (Германия).
Изображение смерти с мыльными пузырями оказалось очень популярно в искусстве Средневековья. Виной этому небезызвестный жанр “Vanitas” (лат. "vanus" - пустой, эфемерный, бренный, суета сует), целью которого было символично подчеркнуть неустойчивость и хрупкость человеческой жизни.
Изображения мыльных пузырей часто использовались в графике,скульптуре, живописи: натюрмортах и жанровых картинах, особенно в 17-го веке. И действительно, как ещё лучше изобразить мимолетный преходящий характер земных удовольствий, роскоши и тщеславия как не с помощью чего-то ещё такого же эфемерного? Ещё в 16-ом веке голландский философ Эразм употребил латинское выражение "Homo bulla" (человек есть пузырь) в своем "Adagia" (сборник изречений, опубликованный в 1572 году).
Дмитрий Жаровский
Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун
Оставить комментарий