В современном человеке очень раздуто самомнение - т.е. он пребывает в величайшем самообольщении. Отсюда потеря страха Божия, потеря страха потерять человеческое лицо - оно ведь нужно для предстояния перед Богом. Кто не предстоит, тот не ощущает потерю как потерю. Кто не имеет, не может плакать об утрате. И тут важно понимать, что предстоять Богу можно не только в алтаре и храме, но и стоя непосредственно перед другим человеком, соприкасаясь с другими людьми, другими творениями - животными, растениями.., и даже просто наблюдая себя в акте самопознания, или в акте творческого созерцания. Сегодня слишком примитивно понимается, что есть предстояние перед Богом, и что нужно для его осуществления. Нет и понимания того, что это осуществление крайне необходимо человеку, чтобы оставаться человеком.
Нет страха потерять человечность потому, что она перестала быть нужной в процессе социального взаимодействия. Людей массово приучали и таки приучили смотреть на другого как на объект. И даже на себя в некотором смысле многие с лёгкостью смотрят лишь как на объект чьих-то манипуляций, почему-то заведомо добрых в представлении, хотя откуда взяться добру в расчеловеченных структурах?
Люди кажутся себе в меру хорошими, им неизвестна сегодня, как никогда прежде, степень природной нехорошести, которая по умолчанию присуща человеку, и которая в христианской традиции именуется склонностью ко греху. Большинству кажется, что тот, более-менее нормальный мир, полученный ими в наследство, - это нечто само собой разумеющееся, что никуда не денется. Им их собственная относительная хорошесть, наличествующая в них исключительно благодаря способствующим этому, но никак не зависящим от них самих, обстоятельствам жизни, кажется само собой разумеющейся.
Кто не познал себя, не представляет, как низко может упасть человек и всё человечество в целом, а потому не боится перестать быть человеком. Кажется, что это невозможно. Однако это совсем несложно на самом деле, особенно если знать, куда ударить - чтобы от одного толчка обрушилось всё и сразу. Скорость такого падения может быть невероятно стремительной.
Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун
Оставить комментарий