Вина человека, зачастую, это не вина, а беда. Человек оказывается в плену дурной алгоритмики и вынуждено действует так, так требует от него среда, заселённая множеством, в том числе системных, алгоритмов. Это похоже на то, как если бы человек оказался внутри огромного механизма, в котором всё постоянно движется и грозит раздавить или раздробить человека, и он вынужден двигаться по определённому алгоритму, чтобы оставаться в живых.
Алгоритмы работают не только внутри у нас, но и навязываются извне, подавляя внутренние. Есть алгоритмы созидательные, есть разрушительные, но в конечном итоге человек жив не тогда, когда подчиняется алгоритмам, а когда свободен от них. Кроме самых базовых, обеспечивающих выживание (например, дыхание или ток крови по системам организма).
Точно так же должен действовать социум - только самые базовые алгоритмы, необходимые для выживания социума, должны быть обязательными.
Откуда же приходит вина? Человек виноват, только когда намерено выбирает причинение зла другому - т.е. когда подключается к сатанинской алгоритмике. Всё, что до этого - беда, а не вина. Надругательство над другим - вот вина. Издевательство, оскорбление и унижение другого - вот вина. Заметим, что этого нет в природе. Хищник, пожирающий свою жертву, не старается причинить ей страдание - он просто голоден.
Разумеется, человек призван нравственно быть выше животного, потому даже голод не повод убить, украсть. И всё же, когда кто-то украдет нечто по причине голода, он не столько виновен, как если украдёт сытый и богатый.
Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун
Оставить комментарий