Дневник

Разделы

Всякие личностные отношения строятся вокруг алтаря, не только супружеские. Сама личность выстраивается вокруг алтаря.
Но существуют люди, в которых алтарь не устроен или, возможно, разрушен - безалтарные. Такие люди не способны к глубоким и высоким отношениям, они выстраивают своё поведение исключительно по выгоде или по эмоции - корыстно, при этом к алтарю другого относятся в лучшем случае равнодушно, в худшем - норовят его разрушить и/или осквернить (под благовидным предлогом или, если обстоятельства позволяют, напрямую, открыто).

Алтарный человек хранит алтарь другого, он так же склонен помогать безалтарным строить его или реконструировать разрушенный. Алтарный человек никогда не посягает на алтарь другого.

Отношения алтарного с безалтарным чреваты травматизмом, алтарный неизбежно будет атакован безалтарным.

Алтарность суть благодарность.

Не поётся, не ревётся и не дышится - а надо!
Не живётся, но жуется - хоть животному отрада
ненадолго. Всё без толку растеряли, разорили.
Втихомолку шьём по шёлку, а шитьё то заложили.

Нашла старый стишок
Так, через протест,  во мне укоренялся богослов )  Наивно немного, но через это надо было пройти.

Надоело быть самкой:
Не хочу и не буду!
Даже женщиной сладкой —
Превращаю все в груды

Масок, тряпок, бирюлек...
До чего надоело!
Буду женщиной просто,
А не женщиной-телом.

1997

И всякое достижение красоты в мире есть в глубоком смысле оцерковление.
Николай Бердяев

«Оцерковление» - не путать с воцерковлением или можно путать? Есть ли разница - в чём?

Бердяева можно по-разному понимать.

Вот одна моя знакомая, певчая (25 лет в церковном хоре, она профи), говорит, что сейчас оцерковление уродует, а не улучшает - всё испорчено. И Бердяев как бы о главном, что должно быть, что нельзя утратить в процессе оцерковления.

Можно ходить на службы, участвовать в таинствах и, например, кичиться этим. Нет красоты, нет и воцерковления, несмотря на...

Церковь без красоты - Христова ли? Христос - Красота, Он - не идол. Чтобы пришёл антихрист, надо Церковь идолизировать, что и происходит.
* * *
Самодовольство церковных - не есть любовь ко Христу.
* * *
Мне кажется, что кичливость, прежде всего, в неразличении своего и Христового, в приписывании себе не своего.
И в навешивании негативистских ярлыков - дурное толкование мыслей, поступков, которые не вписываются в шаблон отдельно взятого церковного человека (свой шаблон он считает традицией, не понимая своей ограниченности). Шаблонирование такого рода - это уход от живой истины.
Быть со Христом сложнее, Он - не шаблон, и традиция - это не шаблонирование. 
Традиция - это Христос в нас, а не шаблоны в головах (шаблоны не совпадают с истиной). Превращение в шаблон - это идолизация, причём именно шаблон легко подменить незаметно.

* * *

Люди не отличают свои шаблоны (на тему Христа, истины, церкви) от истины. Они себя назначают, своё представление, шаблоном, мерилом и истиной - незаметно для себя. И это, конечно, некрасиво...

 

Человек женского пола не обязательно - женщина. Это может быть самка или просто человек (хороший, плохой, обыкновенный) - без развитого полового содержания. Да, половые органы - всего лишь условие, создающее определённый гормональный набор, который может быть развит или нет (вкл/выкл), который может быть изменен алгоритмами социального взаимодействия. Бесполыми (почти) можно сделать людей даже без операций и таблеток, включая аннулирующую пол поведенческую алгоритмику - на уровне социальной роли.

Известный факт: если женщина действует в обществе по мужскому алгоритму, её гормональный фон смещается в сторону мужского, и, наоборот, если мужчина действует по женскому алгоритму, его гормональный фон смещает в женскую сторону.

Стать женщиной (как и стать мужчиной) - задача, которую многие себе не ставят, ибо не осознают её, это дело социального развития - в качестве женщины (или мужчины). Действовать по женскому алгоритму или по мужскому могут люди, независимо от пола, потому так много сегодня женственных мужчин (или просто не мужественных) и мужественных женщин (или не женственных). Бесполых с виду людей, с не выраженными половыми признаками в одежде, прическе, поведении, тоже немало - таков социальный тренд (унисекс).

Женственность - дорогое удовольствие, которое не всем по карману. За женщиной надо ухаживать как за цветком, чтобы она цвела. Причём участвовать в этом процессе должна и сама женщина, и её мужчина, и окружение.

При этом важно не забывать, что, выбирая одну единственную женщину, мужчина как бы наносит оскорбление всем остальным, отвергая их, отказывая им. Джентельмен вежлив с посторонними женщинами (как с людьми определенного пола, но не как с женщинами), почтителен, однако боготворит он только свою Дульсинею, иначе он нарушает границы своей Дульсинеи - оказывается её предателем.

Расцветшая женщина подобна арт-объекту: на таких можно смотреть, как на произведение искусства. Мир боготворит такого рода красоту или, наоборот, стремится преодолеть, победить, оскорбить, изуродовать, убить - из зависти.

Настоящая красота не соревнуется, она просто есть - цветёт и наполняет жизнью всё, с чем соприкасается.

«И всякое достижение красоты в мире есть в глубоком смысле оцерковление» (Н. Бердяев)

Соревновательность вносят в жизнь люди, не достигшие расцвета.

Общение с женщиной, достигшей самораскрытия уровня «арт-объект», требует личностно развитого партнёра - чтобы не нарушать её правил (не оскорбить красоту в ней). Красота спасает мир и в этом смысле - заставляет подтягиваться и выпрямляться.

------

*Арт-объект — это специальная художественная композиция, которая создается для различных праздников, выставок, встреч, вечеринок и так далее.

Мужчина грешит претензиями к женщине, которые ему не по карману. Женщина грешит претензиями к мужчине, который ей не по силам. Личность грешит нелюбовью или любовью без любви.

Татьяна Яблонская (1917-2005) - Семена 1969, холст, масло, 90×75 см

Я увидела кладбище. Могилки, а умершие - это семена.
Эстетика кладбища

Сегодня получила от дорогой Елены, моей читательницы и издательницы, фото могилки Ю.Н. Вознесенской.

Благодаря ей и я как бы там побывала. Привет Вам, дорогая Ю.Н. Как тесен мир... Всё близко и все - близкие.

Речь человеческую, обращённую к другому, другим (в том числе книжную), надо уметь осмыслить, понять, чтобы не партийничать  по-сектантски, а взаимодействовать по-человечески. 

 Моськи, которые лают на слонов, ничего не понимают ни про слонов, ни про самих себя, моськи они и есть сектанты (слона, о котором пытаются высказать суждение,  вместить не могут).

Почему так много разводов? Да именно потому, что семья - это малая церковь, она живёт по законам церкви, и рушится по тем же законам. Тема социального антихриста и семейная - родственны.

Семья хранится семейным алтарем (Светом, которым одаривают супруги друг друга, который видят и ценят друг в друге, и которому посвящён их воображаемый алтарь), на который супруги сносят все добытые ими световые искорки, где бы те ни добывались. Без алтаря семья не стоит - рушится. 

Алтари надо возводить и в семье, и в социуме, чтобы нас не погубила самостная деструктивная мощь - жизненная сила без любви.

Бог хранит семью, если она позволяет Ему это сделать и помогает - устраивая такой алтарь.

Свет нельзя присваивать себе, оставлять только для себя (для самости и самовозношения), его надо возносить на алтарь и таким образом посвящать и Богу, и любимому, согревая пространство дома (сердца).

Свет один для всех, но добыт он тем или иным человеком в процессе жизни - в этом есть авторский след добытого человеками света.

Семья похожа на авторство. Её светы (светы хранящие семью и личность членов семьи) добыты конкретными людьми во времени и пространстве - именно ими. 

Здесь нет конкуренции и шкурничества, здесь невозможна зависть, агрессия.

Благодарность чтит авторство. В этом смысле любовь и благодарность - одно, и верность - второе имя такой любви. При такого уровня отношении неверность невозможна в принципе.

* * *

Солнце видят солнцем: солнце другого - солнцем в себе.

Чтобы видеть солнце в другом, надо чтобы оно взошло внутри меня. Если моё солнце ещё не зажглось в сердце, то мне нечем видеть солнце другого (нет соответствующего органа зрения), и его для меня всё равно, что нет.

Распадаются именно такие браки, где нет другого или вообще никого нет, где создать алтарь некому. Если же алтарь создаётся хотя бы одним из брачных партнёров, такой брак может устоять (сердечной правдой одного). Это имеется в виду, когда говорят, что неверующий муж освящается верующей женой (или наоборот).

* * *

Красота спасёт мир не когда её присваивают себе, захватывают (воруют), а когда её раскрывают в себе (и так дарят другому, миру и Богу) - и тогда, только тогда, она действительно красота (не захватчик, не поработитель, не пренебрежитель другим ради себя, а божественная любовь).

Действительно плохих людей мало. В основном вся наша плохость - это внутренняя разбалансированность, перекошенность, кривизна, использование сил души не по назначению. Плодом кривизн являются бесконечные травмы, причиняемые нами друг другу невольно и вольно (ради самовозношения над другим).

Все недостатки суть кривизны, самовозношение и неблагодарность = причинение вреда.

Нечистота - от неблагодарности и злонамеренности. Злонамеренность суть самовозношение.

Благодарность выпрямляет наши внутренние пути наравне с милостью. Ища благодарности в себе, обретая её, спасаемся от злобы.

Смирение вырастает при усилии выпрямиться в благодарность.

Любой кризис - это точка входа в себя нового, если он правильно понят и пройден. Человек растёт от кризиса к кризису. Отношения растут от кризиса к кризису.

Чтобы пережить кризис, надо быть готовым и способным к изменениям, и надо иметь внутренний потенциал (ресурс) для этого. А что если ресурс исчерпан? Надо найти возможности, чтобы дотянуться до минимального уровня, когда способен действовать, и наращивать, приумножать. В таком деле без помощи близких, вероятно, не обойтись. А если нет таких близких? Тогда надо помогать тем, кому хуже, чем тебе, и дарить то, чего и самому не хватает - жизнь, свет, любовь. По крайней мере кормить бездомных животных или птичек.

Посильное добро (бескорыстное) помогает взращивать его в себе. Если и на малость не хватает сил, тогда остаётся путь моральной милости и прощения обид.

 

Если мужчина хочет управлять женщиной, он это легко может осуществить посредством управления собой, но т.к. для многих мужчин это непосильная задача, они пытаются реализовать желаемое за счёт прямого давления на своих женщин, несмотря на то, что этот алгоритм ни к чему хорошему не приводит.

Бог смотрит не только на то, кем ты стал, но и как ты повлиял на становление других. 

То, кем ты стал, зависит не только от тебя, но и от других, так и кем стали другие зависит не только от них, но и от тебя.

Ты думаешь, что добр, а посмотри кем стали те, кто рядом. Ты помогал их становлению или мешал? Ты вкладывал в других свои плюсы или свои минусы?

Никто не может правильно судить другого, даже сам человек не может правильно себя оценить. Потому задача не в суде, не в оценивании, а в взаимном уважении и спасении друг друга.

Даже если ты плох, слаб и мал, делись своей малостью во благо, и возрастёшь. 

Самое большое наше благодеяние - прощение другим обид, причинённых нам и повредивших нас. Ещё выше прощения умение не замечать причиняемого другими ущерба, если такое возможно. Человек неровен: иногда может всё, иногда - ничего.   Чем чаще он способен на большие поступки, тем больше человек становится.

 

Чтобы преодолеть большое горе, надо найти ещё большее счастье. Горе разрушает, счастье созидает. 

Чтобы поднять убитого горем, надо отлучить его от того, что его убивает (как бы полить мёртвой водой), и помочь прожить всё, что надо ему пережить, оказав поддержку (как бы полить живой водой).

Счастье - приобщённость к чему-то большему, чем ты сам. Если человек не приобщён ни к чему, что больше его самого, ему не на чем строить спасение и выход из состояния горя. 

Важно не застрять, надо двигаться - в счастье, преодолевая своё несчастье. Если не двигаться, утонешь.

Ждать, что кто-то спасёт или поможет - всегда ошибка, она многих сгубила.

Деятельность - пассивна, действие - активно. Бывает так, что человек очень деятельный именно потому, что ничего не делает: производит шумовые и зрительные эффекты, имитирует, производит впечатление, но по-настоящему ничего не создаёт.

Действие бывает внешне незаметным, но в нём созидательная мощь, творящая миры. 

Жизнь творится действием, а не деятельностью. 

Деятельность не может созидать, но может быть охранительной или разрушительной для созданного действием.

Действие длится во времени и в вечности, акт деятельности - разовый, но может быть воспроизводимым снова и снова.

Действие не алгоритмично, оно неповторимо, деятельность, напротив, алгоритмична.

Старость (как и болезнь) - начало суда, важно какие люди рядом, на каком топливе они работают. Старость - время зависимости от ближайшего окружения.

Выходить из зоны, когда судьба полностью в руках близких - вот задача умного человека. Не оказаться в такой зависимости - уже победа. Но сила бывает явлена и в том, что ты как раз ничего для себя не создал.

Не думать о себе не значит заботиться о других, можно просто быть неразумным человеком. Но если ты не думал о себе, потому что думал больше о пользе других, тогда надо решиться прыгнуть в трудные обстоятельства - без страха впасть в зависимость от других,  спокойно отдавшись судьбе.

Если же в старости начать заботиться о себе, стараясь защитить свою беззащитность, можно потерять больше, чем обрести. 

Победить страх перед зависимостью от ненадежных близких - это настоящая сила. Её может дать только Бог.

Смирение старого человека, когда оно неложно - хороший щит от людских слабостей и, возможно, единственное доступное прибежище.

Есть плохие стихи, которые - как дневниковая запись, они хранят слепок момента времени, слепок состояния, они - память. Из тщеславия их следовало бы убрать - чтобы не портили имидж. Но ради памяти их следует оставить - для себя. Память человеческая слишком уязвима.

Память для меня дороже имиджа.

Возможно, следует извиниться перед читателем - за плохие стихи. Пусть такой читатель пройдёт мимо. Мой же искренний читатель, думаю, не будет задет тем, что для меня, потерявшей слишком многое в мире, эта виртуальная площадка почти дом, что она используется мной так, как мне удобно - прежде всего, и только потом с мыслью о читателе.

Судьба - это люди, которых вы выбрали или которым позволили быть рядом с вами, и обстоятельства жизни, которые вы пережили рядом с ними. 

Очень важно, кто рядом, когда проходишь испытания страданием, когда сдаешь экзамен на мужественность, выносливость, терпение.

Близкие либо окажут поддержку, помощь, либо, наоборот, усугубят любую проблему, а то и вовсе могут сыграть на стороне врага.

Чем труднее оказывается путь человека, тем легче в нём раскрывается личностное начало. Потому и самые трудные близкие могут быть увидены не как проклятие, а как благословение. Потому большим душам бывает несложно благословлять проклинающих и предающих, потому и радостно прощать, если принял всерьез то, что прощаешь. Но лучше жить так, чтобы и прощать было нечего, чтобы в душе не было ничего такого по отношению к обидчикам, что требовало бы прощения, чтобы не закипала душа обидой от претензий, даже справедливых. А если закипает, то ненадолго....

Социальное на месте личного, как замена личного, как вместоличное - травматизирует индивида. Бегая в стайке, человек может обойтись без раскрытия себя личного, глубинного - стайка может поглотить слабые потенции быть собой.

Быть собой и быть с другими - это две природные потребности человека. Но чтобы быть с другими корректно, важно стать собой - раскрыться, подобно цветку, состояться, иначе стайка будет создавать индивида, а не Бог (человек создаётся непрерывно - им нельзя быть, по замечанию Ухтомского, им можно только делаться). Бога ищут внутри себя - не в стайках, в стайках его нет. Стайки по умолчанию - противники Бога, они стремятся доминировать над личным началом.

Личное бытие в нас не нуждается в стайках, личное  противоположно стайному. В личном раскрывается другой уровень социального, в котором единство с другими достигается противоположным стайному образом. Этот способ бытия в христианстве именуется  - Христос в нас. Или, как говорят про людей искусства,  надо любить искусство в себе, а не себя в искусстве (себя в стайке)...

Душевный человек, получивший психологическое, тем более богословское, философское образование, но личностно не развившийся, становится большим болваном, чем был до того.

После просмотра ролика

Я подумала о социальной паутине, в которую помещены люди. Паутина может диктовать поведение - алгоритмику действий, и в рамках этой алгоритмики выхода нет. И добра нет, разумеется. Добро не алгоритмично в этом смысле - настоящее добро, оно выход за пределы паутины. Отсюда фриковатость добрых, например (идиоты - непременно идиоты!). В этом смысле полезно вспомнить слова прп. Арсении Себряковой: «Человеческое добро - мерзость пред Господом». Это ещё надо правильно понять. Но совпадает, мне кажется. Добро - за пределами паутины, оно ТОЛЬКО во Христе (эту истину чувствуют глубокие художники, даже если не знают). Опять же, это ещё надо правильно понять. И тут приходят на ум наши традиционные ценности, они ведь тоже могут быть просто паутиной - не давать силы. Чтобы они были действительно действенными, надо что-то ещё, кроме нитей паутины, о чём мало кто размышляет. Весьма актуальный вопрос: что должно быть в традиции, чтобы она животворила человека (спасала, освобождала), а не просто пленяла (давила, порабощала)? Обширная тема...

Душевные и духовные люди общаются по-разному. Душевные люди, как правило, избыточно эмоционируют, и, как ни странно это прозвучит, именно поэтому они бесчувственны - «не ведают что творят». Своё эмоционирование они приписывают духовным людям и, общаясь, общаются не с другим, а сами с собой (Сказка про Енотика и Того, кто сидит в пруду - о них). Потому и вины, приписываемые душевным человеком духовному, очень точно выявляют вины самого душевного человека. То есть, претензии душевного к духовному - это его самодиагноз: в чем он обвиняет, в том сам виновен.

Когда же в отношения вступает духовный человек, он общается не посредством слепых эмоций, но с чувством сопричастности другому. В диалоге он безоценочно называет вещи своими именами, но при этом не судит, даже когда говорит о каких-то неприятных вещах. Скажем, если математик утверждает, что три меньше шести, он не уничижает тройку - не негативит. Точно так действует духовный человек, но душевный, в силу своей природы,  ложно слышит и понимает, как если бы в разговоре с математиком слышал «три ничтожнее шести», хотя математик ничего такого не имел в виду и не говорил.

И это происходит не потому, что душевный - плох, а по природе вещей, как вода - мокрая, а камень - твёрдый. Точно так душевный не может без искажений воспринимать сказанное или сделанное духовным человеком (три меньше, но не ничтожнее шести).

Друг - это тот, кто смотрит позитивно, кто верит в твою доброту, даже если она не очевидна. И он верит не потому только, что ему так кажется, а потому что  он видел тебя таким - настоящим! - ему дано зрение, способное это увидеть. Он друг потому, что в бытийном пространстве близок - ваши жажды схожи, ваши сокровища схожи, ваши жизненные устремления схожи. На бытийной лестнице вы примерно на одинаковом уровне, этаже, и потому понимаете неложно высказывания друг друга словом или делом.

Отношения двоих - это партнёрство, и главное здесь - сочувствие и сопричастность. Партнёр действует, понимая, наблюдая и беря в расчёт качества, свойства, состояние, нужды другого, т.е. его действия имеют личностный характер.

Но бывает, что партнёром становится человек, не развивший в себе личностное начало - т.е. не способный к отношениям. В нём просто крутятся природные шестерёнки, в нём действуют те или иные заданные алгоритмы, которые действуют слепо и хаотично - без участия личности. В таком случае качественные отношения не получаются, в том числе из-за постоянного травматизма, причиняемого неадекватными действиями незрелого партнёра.

В народе говорят о «жопном» поведении, когда всё рассматривается односторонне - в свою пользу, и нет возможности равного партнёрства.