Человек человеку — театр

Автор: Светлана Коппел-Ковтун
Худ. Сергей Кулина
Худ. Сергей Кулина

Люди смотрят друг на друга и думают, что видят в другом то, что есть в нём, а не то, что они могут и хотят увидеть. Меж тем человек невероятно сложен и разнообразен. Человек неуловим для взгляда. И только его личины мелькают перед глазами, его роли, его маскарадные костюмы. Даже его сказки и мифы вполне улавливаются с трудом и очень немногими, что уж говорить о лице, о сущности человека или о его лике, о его свете (свет другого видят светом в себе).

А тьма? Тьма человеческая - бесчеловечна, она - отсутствие человека, а не присутствие, особенно когда она - в человеке, в душе его. Я не верю в тьму человека (отказываю ей в существовании), хотя знаю как она выглядит и что она делает с человеком - я знаю как выглядит бесчеловечность. Фокус моего внимания на свете, только поэтому я замечаю и его отсутствие.

Что мы видим в другом? Себя? Нет, даже не себя или своё отражение. Мы видим блики себя и других: рябь в глазах, мелькание обрывков и осколков, которые мы как-то толкуем - словно рассматриваем образы в чернильных пятнах или в облаках. Только в таком смысле можно говорить об отражении себя в акте трактовки другого.

Причём это косвенное (а вовсе не прямое) саморазоблачение тоже не обязательно достоверно, ибо люди в этом мире - не актёры, а театры. Каждый из нас сам себе целый театр, тем более театр, когда речь заходит о представлении перед другими.

Человек - это сразу много разных персонажей (одновременно), это актёры и режиссёры, сочинители и зрители. Он сам в себе заключает миры, которые выпускает на волю погулять тем или иным образом - во время разыгрываемых одновременно многими спектаклей. Каждый играет - свой (и чужие как свой), т.е. в единую пьесу собираются разные другие...

Как собираются? Кем?
Выбираю ли я свой  спектакль? И да, и нет.
Вот со всем так, если не врать и не заблуждаться, всегда «да» и «нет» одновременно и, как минимум, ибо вариантов, как правило, намного больше.

В этой же сумятице - отношения полов: когда мужчина влюблён, он видит женщину или человека? (вот откуда вопрос «Человек ли женщина?», а ответ - смотря кто, как и зачем смотрит). Да, и то, и это! И всё же, зачастую, флёр той или иной маски, масок, оказывается более значимым, чем главное - душа. Женщина становится тем, что изо дня в день создаёт в ней её мужчина - своим запросом, своей любовью и нелюбовью, своим вниманием и его отсутствием. Это верно и при взгляде на мужчину, которого аналогичным образом создаёт его женщина.

Маскарад театра завораживет, но для любви этого мало, любовь должна творить человека в любящих. И если не творит, то любовь (которая так и не случилась, не воплотилась в отношениях) уходит бродяжничать.

Помните тютчевское «О, как убийственно мы любим!..»*? По сути он говорит о неумении смотреть созидательно,  ведь мы живём так, как видим, как понимаем себя, другого, мир, как понимаем  смысл и счастье, при этом не обязательно осознаём это, т.е. речь не столько про интеллектуальные установки, сколько о привычке жить определённым образом. Можно было бы сказать: О как убийственно мы смотрим! - почти как Медуза Горгона. Мы защищаемся, превращая всё живое в камень.

Благо, на нас смотрит ещё и вся флора и фауна планеты, «люди, львы, орлы и куропатки, рогатые олени, гуси, пауки, молчаливые рыбы, обитавшие в воде, морские звезды и те, которых нельзя ... видеть глазом»**, небо и земля, на нас смотрят коты, собаки, птицы и звёзды. И, главное, на нас смотрит Бог, Творец и Промыслитель -  Его взгляд творит нас теми нами, кем мы намереваемся стать, когда стремимся быть человеком. Бог Своим любящим и не перевирающим взглядом созидает в нас любящую (живую) личность.

Может быть поэтому мы только и спасаемся от мертвящих взглядов друг друга, что есть другой Взгляд, другие глаза. Уподобиться Богу - это перестать умертвлять себя и других. Возможно, мы и живём так, мигая своими светами, мерцательно, чтобы ускользать от чьих-то недобрых глаз, чтобы если и каменеть, то небольшими фрагментами, а не целиком?

Человек человеку - театр, человек сам себе - театр. Театр гримас и ролей, театр стихий и, нередко, театр теней, иначе бы чёрта за ангела или, наоборот, ангела за чёрта не принимали, а это часто случается в мире людей. И каким же надо быть человеком, чтобы не различать белое и чёрное? Обыкновенным - в том и сложность.

Занавес поднимается и опускается в зависимости от капризов судьбы и незначительных, почти всегда незаметных малых выборов, настроек, ракурсов, подтекстов и контекстов.

За что я в таком случае могу отвечать, если ничего внятно нельзя разобрать - всё слишком приблизительно и отчасти, слишком неточно и наугад?

Возможно, только за трактовку другого, которая выказывает меня и как актёра, и как режиссёра, и как автора, и как зрителя. Я в ответе за этот свой взгляд, задающий конфигурацию миру, другому и мне.

------

*О, как убийственно мы любим!
Как в буйной слепости страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
(Тютчев)

** Чехов. «Чайка»

22 августа 2023

Хорошая иллюстрация к статье. Автор - Baptiste Picq (иллюстратор, графический и моушн-дизайнер из Парижа), создатель анимационной 2D- и 3D-графики, шутливо оживляющей шедевры мировой живописи.

Play

Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун

6

Комментарии

Profile picture for user Светлана Коппел-Ковтун

Дмитрий Бабич:
Я бы еще добавил, что в современном мире человека берут утилитарно: социологи интересуются им как избирателем и покупателем, психиатры — как возможно опасным типом, криминалисты — как точно большую. угрозу.
А человек — больше. Человек — это всегда роман. 

Светлана Коппел-Ковтун:
Да, это отдельная тема - социум, обрезающий человечность в человеке. Это метод антихриста в нас - расчеловечивать человека через бесчеловечный (обесчеловечивающий) социальный запрос.

Оставить комментарий

Содержимое данного поля является приватным и не предназначено для показа.

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.