"Невыразительные круглые глазки Горыныча увлажнились: как всякий деспот, он был слезлив."
(Василий Шукшин, "До третьих петухов")
«Мне приходилось иметь дело с людьми, оприкасавшимися с уголовным миром. Меня интересовали эти люди. Я заметил такую черту, очень распространенную, как сентиментальность, повышенную жалость к себе, чрезвычайную готовность поплакаться над своей судьбой. Очень часто это сочетается с жестокостью, даже, более того, она подразумевается. С этим, между прочим, связан фольклор уголовного мира, он всегда сентиментален, всегда рассчитан на то, чтобы вызвать жалость, и поэтому герой его называется, как правило, «бедный мальчонка». Отождествление себя с ребенком и представление обидчика, что он — обиженный, и отсюда обычная норма хамского поведения — то, что в Уголовном кодексе назвали бы превышением меры обороны".
Юрий Лотман
Это во многом объясняет тягу в нашей стране к так называемому жанру шансона, которые не имеет никакого отношения к французскому варианту. У нас, как правило, это широко тиражируемые уголовные песни. С одной стороны понятно, за историю страны слишком много людей сидело, а с другой, такая романтизация уголовного мира, наверное характерна только для нашей культуры. Абсолютизация сентиментальности с целью вызова жалости к себе.
Владимир Миронов
Светлана Коппел-Ковтун: А может это не просто «тяга», а сознательное создание такого бэкграунда, по крайней мере искусственное усиление природного (как создание моды на уголовщину в молодёжной среде). С конкретной целью - занижение общей культурной планки. Попса ведь тоже в том же направлении работает. Дурной вкус - это начало дурного человека.
Владимир Миронов: Тут тоже проблема. Гладиаторские бои и травля животных в Древнем Риме, тоже вариант попсы. Но как отмечал Лосев в «Римско-эллинистической эстетике», даже эти мерзостные зрелища они довели до высокой степени эстетического совершенства. Между прочим, страшный вывод.
Светлана Коппел-Ковтун: Гладиаторские бои сами по себе - дурновкусие, как бы их ни обставляли. Дикость по сути. Дикость нравов. Как и музыка в концлагерях, кстати.
30/09/2020
* * *
Светлана Коппел-Ковтун: У эстетики есть своя глубина. Так прекрасен Христос, отдающий свою жизнь во спасение других. И ужасен всякий, отнимающий жизнь другого, купленную такой дорогой ценой. Даже если он делает своё гнусное дело с изяществом, обставив его красивостями всех мастей. Тем и отличается красота от красивостей, что красота укоренена в Жертве Христовой.
01/10/2020
Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун
Оставить комментарий