Бесконечная благодарность за малейшее внимание, восторг от просто приличного поведения. Господин в трамвае уступает место. Мое первое движение в ответ: Да нет! Ради Бога! Сидите, я так тронута… Я даже от благодарности пешком готова идти! (Тайное желание уничтожения во имя…). Но стоит только молодому человеку в том же трамвае не уступить места старику, как с губ моих неудержимо рвется: «Хам!».
* * *
Лицо — свет. И оно, действительно, загорается и гаснет.
* * *
Благородство сердца — органа. Необычайная настороженность. Всегда первое бьет тревогу. Я могла бы сказать: Не любовь вызывает во мне сердцебиение, а сердцебиение — любовь.
* * *
Душу я определенно чувствую посредине груди. Она овальная, как яйцо, и когда я вздыхаю, это она дышет.
* * *
Худший враг Христа — это не язычник, а присяжный поверенный.
* * *
Отдайте Кесарево — Кесарю. Какая в этом бесконечная усталость!
* * *
Христос — может быть он и не был Богом. Но мне всегда режет ухо, когда называют рядом Христа и Ницше. (Кощунство, очевидно, в несоотв<етствии> плоскостей.)
* * *
Полнейшее равнодушие ко всякой не любовной трагедии. (Трагедии Авраама, Люцифера, Антигоны…)
Если трагедия не любовна, она — или трагедия с небом (Авраам, Люцифер) — или трагедия с родственниками (Король Лир, Антигона). К первым я равнодушна, вторые мне всегда немножко смешны.
Исключение: трагедия материнства. Но она уже почти любовная.
* * *
Один любит свое брюхо, другой — свою душу. Последнее не прощается.
* * *
Всякий дар богов — проклятье.
* * *
Рай я вижу совершенно круглым. И слово рай — круглым, И вижу правильно.
* * *
«Раб Божий» — этого нет в Европе. И нет поэтому в Европе Ивана Карамазова.
* * *
Ищут шестого чувства обыкновенно люди, не подозревающие о существовании собственных пяти.
* * *
Душа — это пять чувств. Виртуозность одного из них — дарование, виртуозность всех пяти — гениальность.
* * *
Вся пресловутая «фантазия» поэтов — не что иное, как точность наблюдения и передачи. Всё существует с начала века, но не всё — так —названо.— Дело поэта — заново крестить мир.
* * *
Подробность какого-нибудь описания почти всегда в ущерб его точности.
* * *
Мерима и Кармен. Меримэ так уверил нас в Кармен, что перестали верить в Меримэ.
* * *
Крайности сходятся,— это для меня так же туманно, как история Ахиллеса и черепахи.
* * *
Слово для поэта — собирательное стекло. Солнце — душа. Но кое же собирательное стекло без солнца?
* * *
Словесное дарование должно быть в уровень дарования душевного. Иначе — в обоих случаях — трагедия. (Я бы на выбор конечно взяла перевес души.)
* * *
Вымирание между поэтами переписки. Духовное обнищание. Скорее всё в стихи! — Стихи пожрали всё.
* * *
«Анна Ахматова».— Какое в этом великолепное отсутствие уюта!
* * *
Всё нерасказанное — непрерывно.
* * *
Иногда молчание в комнате — как гром.
* * *
Поэт, это человек, который сбрасывает с себя — одну за другой — все тяжести. И эти тяжести, сброшенные путем слова, несут потом на себе — в виде рифмованных строчек — другие люди.
* * *
Вздох — слово — вздох. Вот единственный путь поэта.
* * *
Лучше потерять человека всей своей сущностью, чем одним своим краем.
* * *
Полководец после победы, поэт после поэмы — куда? — к женщине.
Страсть — последняя возможность человеку высказаться, как небо — единственная возможность — быть — буре.
Человек — буря, страсть — небо, ее растворяющее.
* * *
Буря, это вздох всего неба. Душа, это вздох всего мира.
* * *
Человек — единственная возможность быть — Богу.
* * *
Испанию все женщины мира чувствуют любовником, все мужчины мира — любовницей. Безнадежное, мировое материнство России.
* * *
— «Не могу не уйти, но не могу не вернуться.» Так сын говорит матери, так русский говорит России.
* * *
Запад — это безнадежная любовь России.
* * *
Желание вглубь: вглубь ночи, вглубь любви.
время \ любовь / время , Любовь — провал во времени.
* * *
«Во имя свое» — любовь через жизнь, «во имя твоев — через смерть.
* * *
Дух — ввысь, душа — вглубь. Физическое ощущение.
* * *
Забытая мысль, как смерть.— Пришло из хаоса, вернулось в хаос.
* * *
Всё осуществленное вырвано у хаоса.
* * *
Единственная победа над хаосом — формула.
* * *
Хаос — всё нерожденное.
* * *
Третье лицо — всегда отвод. В начале любви — от богатства, в конце любви — от нищеты.
* * *
Глаза и голос, это слишком много сразу. Поэтому, когда слышу голос, опускаю глаза.
Марина Цветаева. Записные книжки (1916—1918)
Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун
Оставить комментарий