Человекоразмерность

Советский философ Михаил Петров ввёл понятие «человекоразмерность». Он выделяет два типа границ: биологические (ограничивающие по природе - потребность в еде, сне и пр.) и культурные. Нарушить границы можно, но это чревато смертью.

Есть две размерности: размерность вида (размерность человека, размерность пчелы) и размерность отдельного человека. Или размер культуры и размер отдельно взятого индивида.

В случае с животными наделение социальной ролью происходит через гены, во втором случае, с людьми - через знаки.

Человек как вид и человек как индивид - эти две размерности конкурируют, существует конфликт между размерностью вида и размерностью индивида.

Михаила Константиновича интересовал вопрос преемственности знаний, накопленных человечеством в области культуры, науки, образования, языка, философии. Также изучал и анализировал древнегреческую цивилизацию.

Петров различал типы культур по способам социального наследования и по способу сохранения социальной преемственности. Набор социальных форм деятельности, существующих в обществе и необходимых для его существования, значительно превышает возможности (ментальную вместимость, по Петрову) отдельного индивида. Необходима фрагментация.

Так логически последовательно Петров подводит к понятию социокода, рассчитанного на множество поколений. Социокод использует знак, а именно его способность фиксировать и неопределённо долго хранить значение. Понятие социокода позволяет различать:

фрагментированный массив знания
расчлененный на интерьеры мир деятельности,
институты общения.
Для функционирования социокода необходимы такие виды общения, как: коммуникация, трансляция и трансмутация.

Для философии творчества Петрова характерно различение культуры как деятельности (репродукции, ритуала, нормы) и культуры как общения (инновации, языка, творчества).

* * *

Мамардашвили спорил с Петровым.

* * *

Неантропное - то, что находится за рамками человеческого размера.

Лавкрафт описывает явления, которые не подходят под человеческий размер (апофотическим способом - от обратного через отрицание: напр., не холодное...).

Неантропное мы не можем познать и нормально описать - за гранью восприятия. Неантропное есть, и оно указывает на некоторые границы человека и человеческого.

Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун

Оставить комментарий

Содержимое данного поля является приватным и не предназначено для показа.

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.