Противопоставление природы культуре вообще не годится ещё по одной причине. У природы ведь есть своя культура. <...> В чём же выражается культура природы? Будем говорить о живой природе. Прежде всего она живёт обществом, сообществом. Существуют растительные ассоциации: деревья живут не вперемешку, а известные породы совмещаются с другими, но далеко не всеми. <...>
Природа по-своему «социальна». «Социальность» её ещё и в том, что она может жить рядом с человеком, соседствовать с ним, если тот, в свою очередь, социален и интеллектуален сам.<...>
Рубежи в русской природе соразмерны труду человека и лошади, его способности пройти с лошадью за сохой или плугом, прежде чем повернуть назад, а потом снова вперёд.<...> Русский пейзаж формировался усилиями двух великих культур: культуры человека, смягчающего резкости природы, и культуры природы, в свою очередь смягчающей все нарушения равновесия, которые невольно вносил в неё человек. Ландшафт создавался, с одной стороны, природой, готовой освоить и прикрыть всё, что так или иначе нарушил человек, и с другой - человеком, мягчившим землю своим трудом и смягчавшим пейзаж. Обе культуры как бы поправляли друг друга и создавали её человечность и приволье..<...>
Поэтому отношения природы и человека - это отношения двух культур, каждая из которых по-своему «социальна», общежительна, обладает своими «правилами поведения». И их встреча строится на своеобразных нравственных основаниях
Дмитрий Сергеевич Лихачёв «Заметки о русском»
Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун
Комментарии
Из вышесказанного можно сделать вывод, что человек может быть культурным или бескультурным по отношению к природе - живому окружающему миру. И, в некотором смысле, отношение к другому человеку или кошке, собаке, дереву - всё это отношение к природе: культурное или некультурное (не учитывающее культуру другого). Фашизм в этом контексте - банальная и преступная бескультурность.
- Ответить
Ссылка на комментарийОставить комментарий