Если в твой дом принесут грязь, не допытывайся, из какого она места, выброси ее сразу

Преподобный Силуан Афонский (1866-1938)
Преподобный Силуан Афонский (1866-1938)

СЧАСТЬЕ И НЕСЧАСТЬЕ ЗАВИСЯТ ОТ ТОГО, СКОЛЬКО В ТЕБЕ ЛЮБВИ

Из 4-5 книг, кардинально повлиявших на меня в период моего воцерковления, был самопальный репринт книги, изданной на западе, «Старец Силуан» архимандрита Софрония (Сахарова). Было это еще задолго до его канонизации.
Помню, меня тогда потряс святоотеческий уровень богословской мысли простого «малограмотного» (как о нем пишет отец Софроний) русского монаха из тамбовского села, прожившего на Афоне 46 лет. 
Книгу эту я перечитывал много раз, но тогда меня, неофита, поразило дерзновенное его обращение к Господу: «Почему Ты так безразличен к страданию моему? Почему Ты так жесток и беспощаден ко мне? Я не могу Тебя понять!»
Огнем меня обожгла фраза, которую преподобный услышал в своем сердце от Самого Господа в ответ на вопрос о чистоте молитвы: «Держи ум твой во аде, и не отчаивайся».
Но самое главное, что я вынес из чтения этой книги, это то, что я увидел в лице старца Силуана идеальный образ свободного человека. Он, большую часть жизни проживший в кротости, смирении и послушании, в физическом и постоянном молитвенном труде, был абсолютно свободным. Для меня было открытием, что свобода и мудрость неразрывно связаны с Любовью и с жизнью по Воле Божией. 
«Истинная свобода – это постоянное пребывание в Боге, – говорил он. – Кто не хочет свободы? Все ее хотят, но надо знать, в чем свобода, и как ее найти... Чтобы стать свободным, нужно, прежде всего, себя «связать». Чем больше сам себя будешь связывать, тем большую свободу будет иметь твой дух... Связать в себе нужно страсти, чтобы они не возобладали тобою; связать себя нужно, чтобы не делать ближнему вреда...»
Малая толика мудрых мыслей преподобного Силуана:
Бог к нам ближе, чем вдыхаемый нами воздух.
Бог нас всегда окружает теми людьми, с которыми нам необходимо исцелиться от своих недостатков.
Истинная дверь всегда открыта, но люди бьются в двери, нарисованные на стене ими самими.
Кто читает плохие книги или газеты, тот наказывается голодом души, потому что пища души и наслаждение ее – в Боге. В Боге и жизнь ее, и радость, и веселие…
Если твой ум чего-то не понимает, но ты понимаешь, что твой ум чего-то не понимает – то ты недалек от истинного понимания
Если в твой дом принесут грязь, не допытывайся, из какого она места, выброси ее сразу; если в твой ум проникнут помыслы осуждения, не допытывайся, правы они или нет, – они только грязь.
Истинное спокойствие – это тот покой, от которого другие тоже становятся спокойными.
Чем проще сердце, тем больше в нем мудрости.
Еще меня поразило в книге такое высказывание преп. Силуана, обличающее меня: «Листок на дереве зеленый, и ты его сорвал без нужды. Хотя это и не грех, но почему-то жалко и листок, жалко всю тварь сердцу, которое научилось любить».
Архимандрит Софроний так это комментирует: Но это жаление зеленого листа на дереве или полевого цветка под ногой совмещалось в нем с самым реальным отношением ко всякой вещи в мире. Он по-христиански сознавал, что вся тварь создана для служения человеку, и потому когда «нужно», человек может пользоваться всем. Сам он косил сено, рубил лес, заготавливал себе дрова на зиму, ел рыбу.
Из книги «Старец Силуан»:
– Как ты думаешь, о. Ф., почему же так немцы лучше русских умеют строить машины и другие вещи?
В ответ о. Ф. снова стал восхвалять немцев, как народ более способный, более умный, более даровитый, в то время, как «мы, русские, никуда не годимся».
Отец Силуан на это ответил:
– А я думаю, что тут совсем другая причина, а не то что неспособность русских. Потому, я думаю, это, что русские люди первую мысль, первую силу отдают Богу и мало думают о земном; а если бы русский народ, подобно другим народам, обернулся бы всем лицом к земле и стал бы только этим и заниматься, то он скоро обогнал бы их, потому что это менее трудно.
Преподобный Силуан:
«Мы знаем, что чем больше любовь, тем больше страданий душе; чем полнее любовь, тем полнее познание; чем горячее любовь, тем пламеннее молитва; чем совершеннее любовь, тем святее жизнь».
Из книги «Старец Силуан»:
Старец с большим чувством красоты смотрел на облака, на море, на горы, леса, луга, на отдельное дерево. Он говорил, что слава Творца великолепна даже в этом видимом мире, но видеть славу Самого Господа в Духе Святом – есть видение, бесконечно превосходящее всякую мысль человеческую.
Однажды наблюдая движение облаков на изумрудно-голубом аттическом небе, он сказал:
– Я думаю: какой величественный наш Господь.
____________________________________________
Из книги «Старец Силуан»:
Людей вообще он воспринимал, как чад Божиих, как носителей Духа Святого. Дух Святый, как Дух и Свет Истины, в какой-то мере живет в каждом и просвещает каждого человека, и тот, кто пребывает в благодати, тот и в других видит ее, а кто не чувствует в себе благодати, тот и в других не видит ее, Он говорил, что по тому, как воспринимает человек ближнего своего, можно судить о мере благодати, которую он носит в себе: «если человек в брате своем видит присутствие Духа Святого, то это значит, что и сам он имеет большую благодать, а если кто ненавидит брата своего, то это значит, что сам он одержим злым духом».
Преподобный Силуан:
«Когда Дух Святой исполнит всего человека сладостью любви Своей, тогда мир забыт совершенно, и душа вся в неизреченной радости созерцает Бога; но когда душа снова вспомнит мир, тогда от любви Божией и жалости к человеку – она плачет и молится за весь мир. Предавшись плачу и молитве за мир, порожденный любовью, душа от сладости Духа Святого снова может забыть мир и снова упокоеваться в Боге; вспоминая же мир, опять в великой печали слезно молится, желая всем спасения.
И это есть истинный путь, которому научает Дух Святый».
____________________________________
Из книги «Старец Силуан»:
Мы спросили Старца: как может кто-либо любить всех людей? И где найдешь такую любовь, чтобы стать единым со всеми? Старец ответил:
— Чтобы стать со всеми единым, как говорит Господь: «да будут все едино» (Иоан. 17:21), не нужно нам ничего придумывать, у всех у нас единое естество, и потому естественно было бы нам всех любить, а силу любить дает Дух Святый.
Сила любви – велика и победоносна, но не до конца. В человеческом бытии есть некая область, где даже любви положен предел, где даже она не достигает полноты власти. Что же это такое?
Свобода.
Свобода человека подлинно реальна и настолько велика, что ни жертва Самого Христа, ни жертва всех, пошедших вслед Христу, не может с необходимостью привести к победе.
Господь сказал: «Когда Я буду вознесен от земли (т. е. распят на кресте), то всех привлеку к Себе» (Иоан. 12:32-33). Так любовь Христова надеется всех привлечь к себе, и потому идет до последнего ада. Но даже на эту совершенную любовь и совершенную жертву — кто-то, неведомо кто, и много ли их будет или немного, тоже неведомо, может ответить отвержением даже в плане вечном и сказать: а я – не хочу.
И эта страшная возможность свободы, познанная в духовном опыте Церкви, привела к отвержению идеи оригенистов.
Из книги «Старец Силуан»:
Он не мог диалектически развивать вопроса и выражать его в системе рациональных понятий, он боялся «погрешить в мысленном рассуждении», но высказываемые им положения носили печать исключительной глубины. И невольно возникал вопрос: откуда у него такая премудрость?
Всем своим бытием Старец свидетельствовал, что познание высших духовных истин лежит на пути хранения евангельских заповедей, а не «внешнего» обучения. Он жил Богом, и свыше от Бога получал просвещение, и познание его было не отвлеченным пониманием, а жизнью.
Из книги «Старец Силуан»:
В явлении Господа ему была дана та степень познания, которая исключает сомнения и колебания. Он категорически утверждал, что кто любит Бога Духом Святым, тот непременно любит и все творение Божие, и прежде всего человека. Эту любовь он познал, как дар Святого Духа; он воспринял ее, как нисходящее свыше действие Бога; и наоборот, он испытывал всецелое погружение в Бога, приходившее в силу благодатной любви к ближнему.
Сам он делил людей не на врагов и друзей, а на познавших Бога и непознавших Его.
_____________________________________________________
Из книги «Старец Силуан»:
Старец считал, что зло всегда действует «обманом», прикрываясь добром, но добро для своего осуществления не нуждается в содействии зла, и потому там, где появляются недобрые средства (лукавство, ложь, насилие и подобное), там начинается область чуждая духу Христову. Добро злыми средствами не достигается, и цель не оправдывает средств. «Добро, недобро сделанное, – не есть добро». Это завет нам от Апостолов и от Святых Отцов. Если нередко побеждает добро и своим явлением исправляет зло, то неправильно думать, что к этому добру привело зло, что добро явилось результатом зла. Это невозможно. Но сила Божия такова, что там, где она является, она исцеляет все без ущерба, ибо Бог – полнота жизни и творит жизнь из ничего.
Преподобный Силуан:
«Много лет болит душа моя от мысли, что вот мы, монахи, отреклись от мира, покинули и родных, и родину, оставили все, что составляет обычно жизнь людей; дали обеты пред Богом, и святыми ангелами, и людьми жить по закону Христа; отказались от своей воли и проводим, в сущности, мучительную жизнь, и все же не преуспеваем в добре. Много ли из нас спасающихся? Я первый погибаю. Вижу и других, что страсти обладают ими. А когда встречаю мирских, то вижу, что живут они в великом невежестве, нерадиво и не каются. И вот понемногу, незаметно для себя, я втянулся в молитву за мир. Я много плакал от мысли, что если мы – монахи, отрекшиеся от мира, не спасаемся, то что же вообще творится в мире? Так постепенно скорбь моя росла, и я стал плакать уже слезами отчаяния. 
И вот, в прошлом году, когда я так в отчаянии, усталый от плача, ночью лежал на полу, явился Господь и спросил меня: 
– Ты почему так плачешь?.. 
Я молчу...
– Разве ты не знаешь, что Я буду судить мир?.. 
Я опять молчу... 
Господь говорит:
– Я помилую всякого человека, который хотя бы однажды в жизни призвал Бога...
Во мне пробежала мысль: «Тогда зачем мы так мучаемся на всякий день?» 
Господь на движение моей мысли отвечает: 
– Те, что страдают за заповедь Мою, в Царствии Небесном будут Моими друзьями, а остальных я только помилую. 
И отошел Господь».
Из книги «Старец Силуан»:
В беседе своей он чаще всего возвращался к двум темам; он говорил:
– Иду ко Отцу Моему, и Отцу вашему, к Богу моему, и Богу вашему. 
Подумайте, какие это милостивые слова... Господь из всех нас делает одну семью.
И еще говорил:
– Молитесь за людей... Жалейте народ Божий.
На мое замечание, что молится за людей трудно, он ответил:
– Конечно, трудно... Молиться за людей это – кровь проливать... но надо молиться... 
Было очевидным, что благодать возлюбила его и уже не оставляла.

Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун

21

Оставить комментарий

Содержимое данного поля является приватным и не предназначено для показа.

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.