Отцы жили тысячу пятьсот – две тысячи лет назад в совершенно ином культурном окружении. Что они могут сказать нам сегодня? Прежде всего, отец Георгий Флоровский настаивал на том, что мы не должны изучать святых отцов с позиций археологии, как какие-то голоса из далекого прошлого. Мы должны видеть в святых отцах наших современников, а потому задаваться вопросом: а что бы они сказали о современных проблемах, если бы жили в наше время. Далее речь шла о попытке осторожного истолкования. Сохраняя верность святоотеческому духу, дать живое толкование – актуализовать святоотеческое слово. Мне хорошо запомнилась фраза отца Георгия, который говорил о стяжании отеческого «ума». Я полагаю, что по-гречески слово «ум» лучше всего передается словом фронима, то есть образ мыслей. Недостаточно простого повторения сказанного святыми отцами. Мы должны проникнуть во внутренний дух их слов. В отношении же отеческого образа мыслей я думаю так. Для святых отцов не существует различия между богословием и молитвой, между догматом и духовностью. В современном же академическом богословии мы подобные различия проводим. У нас есть и систематическое богословие, и пастырское, и нравственное, и гомилетика и прочее. Однако все эти термины не святоотеческого происхождения. Если мы хотим понять святых отцов, то должны признать, что их подход был единым и целостным. И это действительно так, ибо богословие и молитва по сути едины. Отцы-пустынники обычно говорили: «Кто богослов, тот истинно молится, и кто истинно молится, тот богослов». Таким образом, если мы хотим изучать святых отцов, говорит нам отец Георгий Флоровский – и полагаю, что он прав, – то мы должны спрашивать у них как у своих современников и одновременно понимать, что вне связи с молитвой подлинного богословия не существует.
Думаю, что если мы применим эти критерии к изучению святых отцов, то сможем иметь живое отеческое богословие, которое даст осмысленный ответ современному миру. Это не должно быть просто археологическое или академическое богословие, но богословие именно живое. Также мы должны принимать во внимание, что святые отцы черпали свою мысль из современной им философии и науки. Так что и мы, как православные, если хотим быть богословами в отеческом смысле этого слова, должны быть открыты взглядам современной науки, а равно и течениям современной западной философии. Именно таким образом в свое время богословствовали святые отцы и, следовательно, идея нового патристического синтеза предполагает открытость по отношению к современной мысли.
У святых отцов можно найти и направляющие, которые помогут нам в диалоге с современным миром. И, прежде всего, необходимо начать с Троицы и христологического догмата: что говорит нам троичный догмат о природе человека и политической жизни, что мы заимствуем из догмата о природах во Христе, богочеловеческого единства в лице Спасителя. Все это может служить для нас руководством в современном мире.
Митрополит Диоклийский Каллист (Уэр)
ЦЕРКОВЬ – ЭТО ЖИВОЙ ОПЫТ ТРОИЧНОГО БОГА
Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун
Оставить комментарий