Как и при всех архетипических явлениях, фактор синхроничности должен приниматься во внимание в случае совести.
Далеко не всегда основанием совести является субъективная моральная оценка - голос совести часто звучит в момент архетипической констелляции.
А именно встречаются случаи, когда переживаются острые муки совести, хотя для них нет видимых оснований.
Разумеется, во множестве случаев этот факт можно объяснить незнанием или самообманом, но в принципе не исключен и такой случай, когда угрызения совести возникают во время разговора с незнакомым человеком, у которого для таких угрызений как раз есть все основания, только они остаются бессознательными.
Это относится также к страху и другим эмоциям, в основе которых тоже лежит коллизия с архетипом.
При разговоре с индивидом, у которого имеются "констеллированные", т.е. активированные бессознательные, содержания, возникает параллельная им констелляция в собственном бессознательном.
Иначе говоря, переживаются одинаковые или сходные архетипы. И если один из них не столь бессознателен, как другой, не имеет повода для вытеснения, то в его сознании всплывают эмоционально окрашенные ощущения, поднимается страх совести.
Он склонен приписывать эти моральные реакции себе самому, тем более что для совершенно чистой совести у него нет и малейшего повода.
Но в данном случае эта похвальная самокритичность заходит слишком далеко.
Сразу же после завершения беседы необъяснимым образом исчезает и ощущение нечистой совести, столь же необъяснимо, как оно и возникло.
А через какое-то время выясняется, что этот собеседник должен был бы испытывать угрызения совести.
Карл Густав Юнг. «Совесть с психологической точки зрения»
Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун
Оставить комментарий