Искусство, оставаясь только идеей, принялось работать с идеями

Но если хорошенько подумать об этом, чем, собственно, занимаются современные художники?
Нет ли здесь сходства с теми художниками, которые начиная с эпохи Возрождения, полагали, что делают религиозную живопись, а делали произведения искусства? Может быть, современные художники, полагая, что делают произведения искусства, на самом деле, производят нечто иное? Может то предметы, которые они создают, не имеют никакого отношения к искусству? К примеру объекты-фетиши, но фетиши расколдованные, чисто декоративные предметы для временного использования (Роже Кайуа говорит:
"гиперболические орнаменты"). В буквальном смысле объекты-предрассудки, коль скоро они не обнаруживают более высокой природы искусства, не отвечают более глубокой вере в искусство, но вместе с тем продолжают умножать предрассудок искусства во всех возможных формах. Т. е. фетиши, вдохновленные тем же комплексом, что и сексуальные фетиши, и столь же безразличные, как безразличен собственно к сексу сексуальный фетиш: возводя свой объект в фетиш, фетишист отрицает тем самым саму реальность секса и полового наслаждения. Он не верит в секс, он верит в идею секса (которая, сама по себе,
асексуальна). Точно так же мы не верим больше в искусство, но лишь в идею искусства (которая сама по себе не несет в себе никакой эстетики).
Вот почему искусство, оставаясь только идеей, принялось работать с идеями. 
Подставка для бутылок Дюшана — это идея. Коробка Кэмпбэлл Уорхолла — это тоже идея. 
Ив Клейн, продающий воздух за пустые чеки в галерее, это также идея. Все это — идеи,
знаки, аллюзии, концепты. Это не означает ничего, но что-то все же означает. То, что мы
сегодня называем искусством, несет в себе свидетельство неизлечимой пустоты. Искусство
трансвестировано в идею. Идея трансвестирована в искусство. Это форма, наша форма
транссексуальности, трансвестизма, перенесенные на всю область искусства и культуры.
Транссексуально и искусство, изборожденное идеей, изборожденное пустыми знаками
искусства и особенно знаками его исчезновения.
Всякое современное искусство абстрактно в том смысле, что оно пропитано идеей
гораздо более, чем воображением форм и субстанций. Всякое современное искусство
концептуально в том смысле, что оно фетишизирует в произведение концепт, стереотип
мозговой модели искусства — точно так же как то, что фетишизировано в товаре, не есть его
реальная ценность, но абстрактный стереотип ценности. Предавшись этой фетишистской и
декоративной идеологии, искусство не имеет более своей собственной экзистенции. В этой
перспективе можно сказать, что мы находимся на пути тотального исчезновения искусства,
взятого как специфический род деятельности. Это может привести либо к превращению
искусства в технику или чистый артизанат, возможно помещенный в сферу электроники, как
это можно видеть сегодня повсюду, либо в примерный ритуализм, где все что угодно может
исполнять миссию эстетического гаджета, и искусство окончится в универсальном киче, как
религиозное искусство в свое время окончилось в киче Сан-Сюльпис. Кто знает? Искусство,
как таковое, возможно было просто парентезисом, разнородностью эфемерной видовой
роскоши. Печально лишь, что этот кризис искусства грозит стать бесконечным.

Жан Бодрийяр
Эстетика утраты иллюзий

Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун

0

Оставить комментарий

Содержимое данного поля является приватным и не предназначено для показа.

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.