Историчность личности

1. Личность буду понимать по-лосевски, то есть как телесно данную интеллигенцию. Интеллигенция же есть умное самосознание. Самосознание ума, данное телесно, это и есть личность.

2. У личности имеется какое-то пространство: (1) пространство её тела, (2) пространство её жизни (поскольку телесно личность движется, в том числе перемещается механически по поверхности планеты Земля), (3) пространство её ума и души (пространство тех предметов, которые мыслятся умом и ощущаются душой).

3. У личности имеется какое-то время: (1) время существования её тела, (2) время жизни личности в обществе (в том числе и в памяти социума, и время это может не совпадать с временем существования тела личности, а быть больше или меньше), (3) время ума и души личности (время тех предметов, которые мыслятся умом и ощущаются душой).

4. В обществе, и это плеоназм, личности начинают общаться. Это общение касается тела, ума и души.

Допустим, личности общаются позитивно-конструктивно, создавая совместными усилиями нечто общее им всем и в то же время отличное и от каждой отдельной личности и от всех, взятых совокупно. Разумеется, под это определение подходит, к примеру, дом. Но этим предметом может быть государство. Этим предметом может быть научный закон, открываемый группой учёных, или межгосударственный договор, подготавливаемый группой юристов и дипломатов. Личности, участвующие в таком деле, непременно должны измениться хотя бы на время, ибо какое-то время совместный проект должен наполнять их душу и ум. Однако, поскольку у личности существует память, воспоминание о сделанном всегда будет пребывать в уме личности, тем самым составляя её опыт и формируя уникальную личностную биографию. Но личность также склонна и забывать прошедшее. Дело, однако, в том, что забвение также выступает процессом, активно меняющим личность: личность в чём-то участвовала, потом участие прекратилось, оставшись лишь в памяти, и, наконец, выветрилось и из памяти; такие процессы не проходят для личности бесследно, даже если опыт потерян, личность не возвращается к прежнему состоянию, какое у неё было до участия в проекте; её могут мучить фантомные сожаления о вылетевших из памяти событиях... А уж мента, пожарюгу или прапорщика не выкорчевать из личности никакими усилиями.

Относительно негативно-деструктивного опыта в личности работают все те же механизмы. Участие в совместной подлости, убийстве или разбое, как и испытание на себе данных видов человеческой активности, обязательно меняет личность, придаёт ей, много или мало, негативного опыта. И этот опыт может как помниться, так и забываться. Но в обоих случаях этот опыт меняет личность.

5. К близким своим, родным и даже любимым иногда стоит относиться хотя бы ровно, пусть вы и испытываете вот сейчас вот такую массу негативных чувств к ним. Стоит помнить, что даже простая и лёгкая перебранка обязательно изменит обе личности (при допущении, что бранятся двое). Пусть вы потом что-то простите друг другу. Пусть всё это даже забудется. Осадок останется на дне всякой личности и будет со временем накапливаться от последующих перебранок. А потом, нежданно негаданно, кто-нибудь из вас по сущей мелочи хряснет ближнего своего топором по голове. Вспомните, как вы с детьми, родителями, жёнами, мужьями, братьями, сёстрами общаетесь. Подумайте, стоит ли так менять свою и их личности?

6. Когда украинцы, как мантру, повторяют, что де никогда мы не будем братьями с русскими, они даже не осознают как они правы, не осознают, что они правы совершенно: больше никогда и не будем, прошло время братства, личности народов накопили слишком много негативного опыта, его никуда не деть. То же у русских и с французами. То же у русских и с немцами. При этом Вольтера и Д. Дидро, Г. В. Ф. Гегеля и И. В. фон Гёте можно и нужно искренне ценить и по многу раз перечитывать.

7. Позитивный и негативный виды опыта только что рассмотрены в тождестве пространства и времени с акцентом на пространстве, хорошим примером каковому акценту может служить дом с течением времени построяемый и дом с течением времени разрушаемый. Время здесь непременно участвует, но целевой акцент всё же в пространственной организации или дезорганизации. Но то же самое стоит применить в тождестве пространства и времени личности с акцентом на времени. Это не только победа или поражение на стометровке или в марафоне, где сама дистанция не важна, важны победные секунды, но и заполнение времени своей жизни такими смысловыми формами, которые личность с течением времени развивают и раскрывают её потенциал. Но эти формы могут оказаться мёртвыми пустышками или никчёмными именно в данном возрасте личности. Тогда от этого навязчивого проникновения их пространства в твою личность, от заполнения тебя пустышками стоит немедленно и жёстко отказаться. Это будет правильное своевременное решение. Жалко, нет ни Аристотеля, ни Платона, нет даже Гегеля под рукой. Нечего читать. Но и Дарью Донцову читать ни за что не стану.

Максим Бутин

1

Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун

Добавить комментарий

Содержимое данного поля является приватным и не предназначено для показа.

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.