Художник Станислав Брусилов - советы

Два небольших разовых этюда к посту. 

У меня для учеников существует составленная памятка для работы на натуре и в студии.В ней собраны «выжимка» из технологии живописи старых мастеров их советы, а так же советы технологов живописи и этапы ведения пейзажной картины. Поделюсь ей тут, так как информация не секретная.

P.S. Сразу хочу предупредить дорогие подписчики -на вопросы по памятке отвечать в комментариях физически не смогу- система обучения полноценно этой схеме и основам пейзажа составляет у меня 3 года или 300 часов. Но вдруг кому-то она поможет.

1.Назвать главного героя пейзажной картины ради которого начинается произведение( наибольший контраст). Назвать второстепенные узлы( треугольник контрастных узлов)-герои дополняющие основного персонажа.Определить меж узловые заполнения.Определить исходя из этого композицию холста, используя золотое сечение, диагональ и динамически верно распределить героев по плоскости картины( желательно сделать эскиз в альбоме)..

2.Назвать состояние дня( день, сумерки, ночь, пасмурно , закат и.т.д.) и исходя из этого определить общий тональный колорит(использовать тоновую шкалу),общую тепло-холодность и тепло-холодность света и тени.

3.Выбрать начало работы(быстрый этюд- имприматура, длительная работа-подмалевок). В случае работы с имприматуры затонировать жидко холст тоном полутона неба( тёплым) и отдельно полутоном основного колорита земли. Рисунок по имприматуре делается кистью и краской, рисунок под подмалевок-углем, потом обводится тушью и уголь смахивается. В Провести линию горизонта.Широкими линиями и засечками наметить основные контуры и массы изображаемого пространства( сферы,сфероиды, конусы)Убедиться,что ничего не попало на середину, что нет одинаковых масс и отрезков( пауз).
Далее внимательно прорисовать подробный силуэт масс леса, контуры деревьев, силуэты и касания берега , ритм и пластику стволов( рисуем формы и контр формы,положительное и отрицательное пространство).

4.Начало работы- раскрытие тоном полутона масс земли ( в случае имприматуры густой краской , а в случае подмалевка жидкой а основе разбавителя) , с учетом колорита и тональности планов пространства и условий освещения. Помнить, о том ,что темнотный контраст всегда на переднем плане, тогда как световой или цветовой может быть смещен на любой план в зависимости от композиции. Следующим этапом прокладываются тени с их рисунком , конфигурацией пятна и цвето-тона, ориентированного на планы.(в случае подмалевка тени максимально жидкие).

5.Пропись ведется краской без жидкости.Первое-пропись неба. Желательно прописать небо в один сеанс. Если прописать небо в один сеанс не получается, то сеансы прописи неба стыкуются по границам облаков( не по середине гладкого неба).Обязательное списывание касаний масс облаков в небе. Пропись и списывание одновременно с небом полоски горизонта.Помнить о трех зонах неба и «мутной среде» в нём.

6.Уточнение рисунка теней в массах земли. Далее пропись и детализация узловых зон в работе, высветление света на всех поверхностях планов земли, распределение цветовых оттенков по массам и планам ,уточнение цветовых и тональных отношений. Смягчение касаний света и теней. Для удобства деления на сеансы много сеансной работы и правильности написания она ведется от заднего плана к первому( колорит ложится по горизонталям). Исключение- входы неба в деревья, и дерева в небо, которые совершаются несколько раз.Разовый этюд прописывается во всех точках одновременно (принцип мозаики).Так же помнить о мутной среде( темное в даль светлеет ,светлое темнеет, холодное теплеет,тёплое холоднеет).При прописи воды учитываем «не восприятие» водой горизонтальных плоскостей, «взгляд снизу», и «стремление к среднему тону».При прописи деревьев «лепим краской» сферы и сфероиды.Пишем дерево от заднего плана к первому.

7. Обобщение и объединение излишне дробных кусков. Финишное высветление , а так же списывание касаний как границ внешних,так и внутренних.Если работа длительная- может быть сухая или жидкая лессировка ( белильная и без белильная).

Памятка по ошибкам в студии при работе с этюда а так же доп пункты к живописи на натуре! 
1)Не менять намеченного состояния, держать его до конца, так же держать тепло-холодность и планы,не вестись за черными тенями( при использовании фото), придерживаться этюда и эскиза.

2)Разбирая, не менять среднего тона кардинально, не уходить из намеченного плана по тону.

3)Не писать сразу все оттенки цвета по отдельности, а наносить общий( локальный) средний тон и после разделения планов наносить оттенки и усложнять.

4)В случае большой работы, в том числе и писании « от куска» продумать сеансы, что успеете сделать за раз, чтобы небо было закончено в раз, выбранный кусок был подмалеван с тенями в 1 раз.

5)Всегда держаться обобщенного силуэта, не ударяясь в излишнюю детализацию.

6)Сверяться при написании куска не только с соседними предметами но и со всей картиной в целом. Отходить чаще на расстояние минимум трех диагоналей картины, для введения работы в «конус восприятия».

7)Большие кисти — всегда в приоритете!Плоские кисти всегда в приоритете! Маленькие и круглые кисти берутся только для мелких деталей, стволов, ряби на воде и прочего. 

9)Слой краски- обязателен. В темных местах, небе и на заднем плане слой меньше, на первом плане, светах и бликах он больше.

10) Между каждым из высохших слоев применять химическую меж слойную обработку.В случае простоя холста полгода и более к химической прибавляется механическая.

---------------------------

Должен ли художник работать в разных жанрах:портрет натюрморт,пейзаж и сюжет-нужно ли уделять этому равнозначное внимание или надо остановиться на чем то одном? А работа разными материалами- акварель,пастель масло,графика-так ли это необходимо или же надо сосредоточиться на каком то одном?

Система обучения была проста и ясна и сформировалась в 19 веке как прекрасная и рабочая схема. Сейчас эту систему практикует любимая мной Академия Живописи Ваяния и Зодчества Ильи Глазунова - и она четко там работает. Начиная с азов рисуя гипсы и натюрморты, активно работая карандашом, копируя старых мастеров в изучении техники, изучая анатомию, практикуя в первую очередь ОСНОВЫ ПОНИМАНИЯ ПРОСТЫХ ФОРМ - обучаемый готовится к следующему шагу. Ведь если ты не не понимаешь как ложится цвет и тон на шаре, цилиндре и конусе ты не напишешь живую природу и человека. На простых формах изучается цвет и тепло холодность.
А потом обучаемый должен сделать выбор - в какой класс он должен пойти - портрета, пейзажа или сюжетной картины. Ведь невозможно усидеть на всех стульях и писать всё одинаково хорошо. Это подтверждают художники в Третьяковки - каждый из них выбрал свой жанр и был в нем мастером. Ведь для того что бы этот жанр тебе «раскрылся», надо не только долго «бить в одну точку»,но и изучать и понимать тысячи секретов жанра, иначе будешь «верхоглядом». То же самое и с материалом работы. Его надо выбрать и отдавать предпочтение только ему. Невозможно одновременно хорошо работать разными материалами, ведь не в одном не преуспеешь и все будут страдать.

И если ты погрузишься в жанр посвятишь ему десятилетия и достигнешь в нем мастерства,то внутри жанра у тебя сформируются и свои темы,и свое лицо и свой стиль.

Но к сожалению поступательная система от азов к сложному заменилась развлечением искусством.Зарабатыванием на «хотелках» потребителя.Нет умений,знаний азов? Не страшно!Мнишь себя импрессионистом - на спец очных или онлайн курсах тебя научать писать «а-ля Моне или Вангог». Не писал портрет никогда - не страшно,тебе помогут и нарисуют и человек мня себя портретистом уйдет домой. Учиться пейзажу годами долго? Зачем - есть же курсы «пейзаж за день»,и не надо постигать долгие премудрости! И это прискорбно!

Станислав Брусилов. Школа Классического пейзажа

Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун

0

Оставить комментарий

Содержимое данного поля является приватным и не предназначено для показа.

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.