Купила чужого ребенка, чтобы угодить мужу...

КУПИЛА ЧУЖОГО РЕБЁНКА, ЧТОБЫ УГОДИТЬ МУЖУ... История бесприданницы Марии Пуаре, ставшей настоящей звездой.

Этот судебный процесс прогремел на всю Россию и затмил новости с фронтов Первой Мировой войны. Граф Алексей Орлов-Давыдов, депутат Госдумы и потомок фаворита Екатерины Второй, обвинил свою жену — артистку и певицу Марию Пуаре — в кощунственном подлоге! Он женился на ней в надежде, что Мария (которой на тот момент было 50 лет) подарит ему наследника, и когда она сообщила, что ждёт ребёнка, граф был невероятно счастлив. Однако, как оказалось, на деле Мария так и не смогла забеременеть и просто… купила у кухарки новорождённого малыша. А потом выдала за своего в надежде, что обман никогда не раскроется…

Вообще, у этой женщины была довольно интересная и насыщенная жизнь, а её судьба вполне могла бы стать сюжетом для мелодрамы: в ней были и сиротское детство, и подмостки Императорских театров, и психиатрическая клиника… И хотя она была невероятно талантлива, многим Мария Пуаре запомнилась как автор одного романса. Сама она, доживая свою жизнь в бедности, отвергнутая и забытая, во всём винила тот самый судебный процесс и своего мужа, который почему-то не захотел её понять. Лишь с помощью влиятельных друзей Марии Яковлевне удалось не умереть с голоду – за неё заступились перед властями, и пенсия, хоть и мизерная, но всё же была назначена.

Мария родилась в Москве в 1863 году и была седьмым ребёнком в семье француза Якова Пуаре, предок которого попал в Россию ещё во времена наполеоновского нашествия. Мать девочки, Юлия Тарасенкова, дочь богатого суконного фабриканта, умерла, едва Марусе исполнилось восемь лет. А вскоре не стало и отца. Яков Викторович, основавший в Москве школу гимнастики и фехтования, на одной из показательных дуэлей скончался от неудачного удара шпагой. И Маруся осталась сиротой. Как самую младшую её отдали на воспитание в семью дяди, который только и ждал, как бы побыстрее от неё избавиться. Поэтому, как только Марусе исполнилось 16 лет, её что называется «сбыли с рук» - выдали замуж…

Женихом оказался немолодой инженер Михаил Свешников, который был старше невесты на 33 года и очень полюбил её, и девушка надеялась, что благодаря мужу сможет исполнить свою мечту. Мария с детства начала писать стихи, имела задатки настоящей певицы и мечтала поступить в консерваторию. Вот только её религиозный и скуповатый муж и слышать не хотел о жене-певице, и родственники Марии его поддерживали. Отныне в семействе начинается непрерывная война - супруги постоянно ссорятся, и в конце концов у Марии случился нервный срыв. Воспользовавшись этим, Свешников не нашёл ничего лучше, как упрятать свою непослушную жену в психиатрическую лечебницу. Как он считал, для её же блага.

Две недели провела Мария в так называемом скорбном доме, и кто знает, в каком состоянии она бы вышла оттуда, если бы не помощь друзей. Психиатрия как наука тогда только зарождалась, больных лечили самыми варварскими методами. Но, к счастью, среди подруг Марии была Анна Лентовская, сестра знаменитого театрального режиссёра, который заручившись поддержкой генерал-губернатора Москвы, заставил Свешникова забрать жену из лечебницы. Мария в дом мужа больше так и не вернулась, и вскоре в её жизни всё изменилось просто волшебным образом.

Когда и грозный муж, и унизительная зависимость от родственников, и забранные решётками окна психиатрической лечебницы остались в прошлом, Мария наконец решила исполнить свою мечту. А помог ей в этом тот самый режиссёр Лентовский, который увидел её актёрскую игру и дал роли в своих театральных постановках. Несколько лет Мария под псевдонимом Марусина играла не просто главные, а часто мужские роли и выглядела на сцене так пикантно, что у неё появилось много поклонников, а сама она стала настоящей театральной звездой! Неудивительно, что вскоре Мария получила приглашение от Императорского театра, где её талант наконец оценили по достоинству.

Так прошло несколько лет. Мария стала очень известна: она сама писала песни, которые пользовались популярностью, сама же их исполняла. В её жизни стремительно менялись театры, возлюбленные и поклонники, были влиятельные друзья и знаменитости. 

Например, в 1890 году она завела дружбу с юной Матильдой Кшесинской, у которой как раз начинался роман с будущим Николаем II. В своих мемуарах балерина будет вспоминать: « …В это лето я раз была в Петергофе у Маруси Пуаре и весь день надеялась встретить Наследника на прогулке, но этого не случилось».

У самой Пуаре тоже появляется возлюбленный, который по древности рода не уступал Романовым. Это был князь Павел Долгоруков, один из основателей партии кадетов, депутат Государственной думы и один из известнейших общественных и политических деятелей того времени. Многие его приятели искренне не понимали, что такой серьёзный и благородный человек нашёл в капризной и своенравной актрисе - они действительно были людьми разного уровня и темперамента. Однако князь по-настоящему влюбился, и если бы Мария по-прежнему не состояла в законном браке (Свешников ей так и не дал развод), сделал бы её своей женой. Тем не менее Павел и Мария вместе прожили почти десять лет, у них родилась дочь Татьяна, они много путешествовали и принимали на своей усадьбе гостей, а Мария всё так же продолжала играть на сцене.

В 1904 году, когда началась русско-японская война, главный редактор петербургской газеты «Новое время», который очень ценил Марию Яковлевну и считал её женщиной умной, предложил ей отправиться на фронт в качестве военного корреспондента. И одновременно - выступать там с концертами. Мария согласилась, и хотя журналисты иронизировали по этому поводу, для актрисы это вовсе не было увеселительной прогулкой. По дороге обратно она заболела тифом, едва не умерла в Москве и почти месяц провела в госпитале. В этот период она как раз и написала музыку и слова для главного своего шедевра — романса «Я ехала домой», сделавшего её поистине знаменитой. 

Надо признать, что великой актрисой Марию Пуаре не считали, но зрители и поклонники её просто боготворили, и редко кого из известных актрис встречали такими аплодисментами. Вот список подарков, поднесённых ей почитателями после одного из бенефисов: « …Диадема из бриллиантов. Браслет с бриллиантами и сапфирами. Громадный ящик со столовым серебром, который едва втащили на сцену. Серебряная ваза-раковина. Бронзовая скульптурка Пуаре в роли Фанфана. Хрустальный рог изобилия, наполненный французскими духами. Огромный веер, сплетённый из живых чайных роз. Белая звезда из цветов на большом серебряном блюде… » И если её карьера переживала лучшие времена, то почти супружеские отношения с князем Долгоруковым - в одночасье прекратились…

Возможно, это произошло по той причине, что в жизни Марии вдруг появился ещё один преданный поклонник, граф Алексей Орлов-Давыдов, прямой потомок одного из фаворитов Екатерины Великой. Этот человек был в числе самых знатных людей России — и самых богатых: ему принадлежали поместья, дома в Санкт-Петербурге, сахарные заводы в Тамбовской области... А ещё он был женат и, как Мария, переживал охлаждение в браке. Не смотря на то, что Орлов-Давыдов был младше актрисы на 8 лет (ей тогда было почти 50), он увлёкся ею и ушёл от жены, баронессы Де Стааль, оставив троих детей. К несчастью, его сын и будущий наследник 20-миллионного состояния был серьёзно болен, а одна из дочерей вскоре умерла от скарлатины. Мария же пообещала родить ему наследника, и окрылённый граф после развода с женой сделал ей предложение.

Счастью графа не было предела, когда Мария объявила супругу, что ждёт ребёнка. Правда, маленький Алексей, названный так в честь отца, появился на свет во время длительной командировки графа, и телеграмма: «Алексей приехал» как раз застала его в Калужской губернии. Конечно, «новоиспечённый отец» сразу что-то заподозрил (ребёнок родился раньше срока, хотя и был довольно крупным), а по прошествии времени объявились и недоброжелатели, рассказавшие графу, что жена его обманула. Эти подозрения усилила и сама Пуаре, которая мало бывала дома и не занималась сыном. И тогда Орлов-Давыдов отправился в полицию и в суд… 

В порыве ярости граф не стеснялся обнажить личные неприятности перед общественностью, обратившись за помощью в судебные органы. И в ходе судебных заседаний вскрылись удивительные факты: Мария, отчаявшись забеременеть, приобрела младенца у женщины, работавшей кухаркой, и выдала за своего. Граф Алексей Анатольевич в итоге получил сына. Сама Мария Яковлевна добилась того, что её положение в семье графа сделалось более прочным. Кухарка, не слишком отягощённая материнским инстинктом, заработала хорошие деньги. Но больше всех выигрывал, конечно, ребёнок, который волшебным образом из грязной людской оказался перенесённым в графские покои и считался сыном одного из самых богатых семейств в России. Однако сам Орлов-Давыдов такую «шутку» жены не оценил и требовал в суде для неё самого серьёзного наказания.

Процесс, начавшийся в сентябре 1916-го и длившийся несколько месяцев, взбудоражил общественность. На 150 мест в суде было подано 3000 заявок: всем было интересно, чья возьмёт, и чей это всё-таки ребёнок. У графа имелась армия адвокатов и свидетелей. У Марии Пуаре - первоклассные защитники и сочувствие поклонников, которые приходили к залу суда с цветами и требовали освободить её от наказания. И как бы ни старался граф обвинить супругу в желании заполучить его наследство путём подлога, суд полностью оправдал Пуаре. А ребёнка - вернул родной матери. «Моя личная жизнь кончена, - говорила Мария в своё оправдание, - моя мечта о семье и о счастье разбита. И что бы ни случилось, мне всё равно. На скамью подсудимых меня посадил человек, которого я в последний раз полюбила, хотела спасти от его безрадостной и порочной жизни. Но он этого не понял…».

Кто знает, сколько бы ещё люди судачили об этом скандальном случае в городе, если бы не события 1917 года, изменившие жизнь участников этой драмы. Граф Орлов-Давыдов был вынужден бежать за границу, а Мария осталась в полном одиночестве и практически на улице. Петербургскую квартиру бывшей артистки Императорских театров, да ещё и графини Орловой-Давыдовой большевики превратили в руины, а в пенсии - отказали. 

Оставшись без прежнего жилья и средств к существованию, некогда знаменитая актриса сильно нуждалась и только благодаря помощи влиятельных друзей ей удалось выжить. Отовсюду изгнанная, всё потерявшая, она поселилась в коммуналке в Москве, где и доживала свои последние годы, лишь изредка навещаемая дочерью и внуком. Её не стало в 1933 году.

Можно сказать, что Мария Яковлевна умерла вовремя - она не стала свидетельницей трагедии, которая постигла семью её дочери. Четыре года спустя, в 1937 году, зять Марии Яковлевны был репрессирован и расстрелян, а сама Татьяна попала в лагеря. Чтобы хоть как-то обезопасить сына, Татьяна дала ему фамилию первого мужа матери, поэтому внук Марии Пуаре почти всю свою жизнь прожил под фамилией Свешников. А вот имя его бабушки на многие десятилетия было предано полному забвению, и даже те люди, которые сегодня знают написанные ею романсы, почти ничего не знают об их авторе.

Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун

0

Оставить комментарий

Содержимое данного поля является приватным и не предназначено для показа.

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.