Есть люди, которых я берегу для себя - Христа ради, есть люди, которых я берегу не для себя, а для них самих - Христа ради, есть люди, которых я берегу для Христа - Христа ради. Христа ради в себе, в других, во Христе, т.е. в Боге, Христа ради в мире. И, что удивительно, пожалуй, это одни и те же люди.
И вот что ещё: от некоторых людей я ухожу - Христа ради, прерываю отношения - Христа ради (по причине своей неспособности помочь им или помочь себе в связке с ними, в сопряжении с ними).
Христа ради можно отказаться от отношений, Христа ради можно согласиться на отношения, Христа ради можно искать отношений или, наоборот, избегать их. И это удивительно на самом деле.
Привычное словосочетание - что оно значит? Не корысти ради, не выгоды ради, не показухи ради, не хотелок ради, не потому что так надо, так правильно, так велено кем-то важным и значимым, а потому что Христос в сердце жаждет этого. И не обязательно это будет жажда моего собственного сердца. Возможно, это будет жажда другого, не моего сердца, которую можно отчётливо слышать в своём - во Христе, слышать как свою собственную жажду жажду другого (потому что Христос во мне и в другом - один и тот же).
Кто слышит другого во мне? Христос! И Христа в другом слышит Христос (я слышу другого Христом и во Христе), и человека в другом слышит Христос, по образу которого создан человек. Мы слышим человека в другом человеком в себе, но тем Человеком, который суть Христос-Человек в нас, Человеком Целым, превышающим единичного человека во мне. И, творя что-либо Христа ради, мы делаем это, чтобы и впредь слышать в себе голос Христов (и Человека-Христа, и Бога-Христа).
Если не Христос слышит Христа в другом, то человек лишь фантазирует на тему другого человека - измышляет его, но не видит, не понимает, не общается с ним как другим. Тогда человек имеет дело лишь со своей проекцией другого.
Общаться с другим - это общаться Христом и во Христе. Хотя, конечно, можно ещё общаться с каким-то фрагментом другого - с его частью, его функцией, но это уже иной вид отношений, не личностный. Христа ради - это ещё и целостности ради (своей и другого), чтобы не дробиться, не мелочиться, не мельтешить. Чтобы быть, а не казаться, чтобы не имитировать и не врать, чтобы не клеветать и не обманываться.
Христа ради можно не только давать, но и брать. Христа ради можно оставаться верным себе и, наоборот, изменять себе. Христа ради можно терять и приобретать, быть богатым и быть бедным. Христа ради можно иметь много или, наоборот, мало.
Видимость потому может обмануть. Если не во Христе и не Христа ради, то и понять толком ничего невозможно - ни в себе, ни в другом.
Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун
Оставить комментарий