Мы в состоянии воспринять только присутствие тайны, мрака. Это и есть обитель Бога

Густав Яноух, из "Разговоров с Кафкой":

"...- Вы хотите сказать, что правда нам недоступна?

Кафка молчал. Его глаза сузились и потемнели, кадык на его горле вздымался и опускался. Несколько секунд он не сводил взгляд с кончиков пальцев, лежавших на столе. Потом он тихо сказал:

- Бог, жизнь, правда - они всего лишь различные названия одного и того же.

Я не отставал:

-Но нам доступно ее постижение?

-Мы ее проживаем, - слегка взволнованно ответил Кафка. - То, чему мы даем разные имена, и то, что мы пытаемся осознать путем различных мыслительных процессов, проникло в наши вены, нервы, чувства. Оно находится внутри нас. И, возможно, поэтому оно нам не видимо. Мы в состоянии воспринять только присутствие тайны, мрака. Это и есть обитель Бога. Но это к лучшему, потому что не будь защитного мрака, мы попытались бы одолеть Бога. Такова природа человека. Сын свергает Отца. Поэтому Бог должен оставаться скрытым во мраке. И поскольку человек не может добраться до Бога, он, по крайней мере, сражается с мраком, окружающим его мраком. Он швыряет горящие головешки в ледяную ночь. Но ночь эластична, как резина. Она их отбрасывает. И за счет этого она длится. Единственный мрак, который проходит, это мрак человеческого духа - свет и тень от капельки воды".

То, что я сейчас привел, напомнило мне другое , тоже о мраке - Дионисия Ареопагита, из письма Гаию-монаху:

"...Мрак исчезает при свете, а тем более при ярком свете; незнание изгоняется познаниями, а тем более большими познаниями. Понимая эти слова в самом прямом, а не в переносном смысле, убежденно утверждай, что стремящимся к познанию света и сущего недоступно неведение Бога; что этот запредельный Мрак Его скрывается при любом свете и затмевает любое познание. И если кто-либо, увидев Бога, понял то, что он видел, – не Его он видел, а что-либо сущее и познаваемое; Бог же в Своем сверхъестественном бытии превосходит ум и сущее, и потому вообще не есть ни что-либо познаваемое, ни что-либо существующее, а существует сверхъестественно и сверхразумно познается. И в заключение: полное неведение и есть познание Того, Кто превосходит все познаваемое".

И еще вспомнились слова о. Алексия Уминского:

«Существует понятие «Божественного мрака». Речь идёт о свете такой силы и интенсивности, который зрачок человеческий не в силах воспринять. Смотришь на полуденное солнце, и темнеет в глазах».

Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун

Добавить комментарий

Содержимое данного поля является приватным и не предназначено для показа.

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.