Самопознание начинается с того, что человек идёт к познанию себя лучшего - узнаёт о том прекрасном себе, который в нём живёт потенциально, знакомится с собой лучшим и призывается реализовать в себе этого себя. На это уходят годы, десятилетия. Человек трудится над собой, накапливая помалу благодать, без которой невозможно приступить к другому деланию - познанию себя худшего. Надо стать довольно зрелой личностью, чтобы осмелиться рассмотреть себя худшего, чтобы позволить быть тому, что есть, раз оно есть - под присмотром, под контролем, пусть и частичным, ради обретения большего, которого нет. Надо рассмотреть, что есть в естестве неприятное, отторгаемое, а потому прячущееся, мимикрирующее, ускользающее от прямого, прицельного взгляда, что как бы говорит «нет меня», а само есть. Это тот самый раб, которого Чехов требовал выдавливать из себя по капле. Иначе и невозможно, наверное...
* * *
Ребёнок приходит в мир. Он постепенно взрослеет, обрастая, как панцирем правилами и правильностями, нормами, шаблонами, запретами. Становится взрослым и врёт себе, что он таков, каким тужится казаться себе и другим - таким как надо быть. Затем взрослый должен снова открыть в себе ребёнка - свободного от панцирей взрослого, иначе омертвеет. Потом этот вновь обретённый ребёнок опять должен взрослеть, обретая иной уровень зрелости. Сколько должно быть таких этапов я не знаю, но, вероятно, немало.
Я настоящий - это ребёнок или взрослый? И тот, и другой - они сменяют друг друга - но более живой, более глубокий в своей настоящести всё-таки ребёнок, свободный от шаблонов, живущий непосредственно, естеством (как есть). Быть может, смысл жизни в том и состоит, чтобы ребёнок обрёл такое естество, которое не нуждалось бы в необходимых взрослых ограничителях (костылях), без которых внутренняя деструктивность, негармоничность, губит людей и миры. Стоять в свободе - дело хорошо воспитанного ребёнка, ибо взрослый - не свободен в своей неподлинности.
Познавать себя свободного - дело зрелой личности, которая может опираться на наработки «взрослого» периода, оттачивая качество естества до совершенства. Может об этом и говорится, когда речь идёт о том, что Бог попускает и святым впадать в малые грехи, ради их смирения и ещё большего самосовершенствования. Люди бывают настолько сильно перекошены судьбой, обстоятельствами, близкими, что выровнять все их перекосы сразу невозможно, приходится Богу «мудрить», устраивая подвижнику то падения, то взлёты, чередуя их.
* * *
Битва новоначальных - за себя прекрасного, битва зрелых - против себя ужасного*. Понятно, что эти процессы идут параллельно, но доминанта в разные периоды разная. И когда начинается драка зрелого, важно не утратить бдительность, не забыть что бесы всегда содействуют падению, что духовный человек никогда не остаётся наедине с собой. Нарабатывая себе хорошести, надо сохранять целомудрие, чтобы не распухала самость, иначе последняя может погубить даже достигшего высот.
На этапе взрослого борения случается и первый суд (повзрослевший в несколько этапов ребёнок судит очередную версию взрослого) - всякий тогда может увидеть себя сам таким как есть на самом деле. И если останется в своём падении верен Богу, Бог выведет его из любой тьмы. Если же самость победит, человек погрузится в свою тьму так глубоко, что может забыть о Боге и покаянии - может даже начаться рост в тьму, антихристов путь.
* * *
Хула на Духа, которая не прощается - добровольный выбор недоброго, когда можешь остановиться в падении, но не останавливаешься (бывает ведь падение без произволения - по природе, в связи с её расстройством, а бывает добровольное - как любовь к дурному).
Мучающийся своим грехом не лишён надежды на спасение от него, наслаждающийся грехом - безнадёжен.
----
* То же самое происходит и в истории с человечеством как целым человеком.
Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун
Оставить комментарий