Созерцание - это очень конкретная вещь, т.к. вопрошание всегда конкретно направлено. С другой стороны, созерцание - не утилитарная вещь, хотя кажется, что конкретное и утилитарное суть одно. Нет, утилитарное - это корыстное по сути.
* * *
Созерцать - это не выдумывать, а смотреть духовным оком. Настоящее созерцание всегда сопряжено с реальной жизнью, с рожденным в процессе жизни живым вопрошанием.
Просто из любопытства истинное созерцание невозможно, потому что только опыт жизни рождает вопрошающего - того, кто способен созерцать. Без вопрошания - реального бытийного запроса - человек созерцает свои фантазмы.
Отсюда видно, что настоящая теория - это всегда и практика, практика предшествует теории. Другое дело, что практика может быть весьма разнообразной, не всем очевидной. Но, в любом случае, мыслить, что теория это что-то предшествующее практике, а потому мнимое - неверно. Теория, конечно, может только быть умственной, но она непременно должна быть укорененной в практике, чтобы быть истинной.
При этом важно понимать, что корыстное, утилитарное созерцание в принципе невозможно. Чистота взгляда - это всегда смотрение не ради какой-то выгоды или пользы. Об этом изестное высказывание Хайдеггера: «Самое полезное - это бесполезное».
Созерцание укоренено в опыте, но взлетает над ним, освобождается, ради свободы взгляда.
Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун
Оставить комментарий