«Не человеческое разумение во мне, но Бог дал мне мудрость и я знаю святое»

Аллегория «древа жизни»

Явственно свидетельствует об этом Соломон, так говоря: «Не человеческое разумение во мне, но Бог дал мне мудрость и я знаю святое».1037 Описывая божественное разумение иносказательно, Моисей называет его «древом жизни» (Быт. 2:9), растущим в раю. Рай, в свою очередь, должно быть, изображает сад, где все созданное произрастает.  В нем Логос зацвел и произвел плод, «став плотью»1038, и животворит отведавших его благости. И не древо ли спасения знание, которое он открыл нам? И не держится (έκρεμάσθη – букв. повешена. – Прим. переводчика.) ли наша жизнь на нашей вере?  Далее Соломон говорит: «Мудрость есть древо бессмертия для тех, кто принимает ее».1039 И далее: «Вот я сегодня предложил тебе жизнь и смерть (...), любить Господа Бога твоего и ходить по путям Его, и слушать голос Его, и верить жизни. Если же вы отвратитесь от праведности и заповедей, которые я дал вам, смертию умрете (...) Ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих, в любви к Господу твоему».1040

1037 Притч. 30: 2–3. Этот знаменитый пассаж о божественной φρόνησις в Септуагинте читается так: «Я не имею мудрости и не знаю святых».
1038 Ин. 1:14.
1039 Притч. 3:18.
1040 Втор. 30:15–20. Этот пассаж, так же как и предыдущий, немного изменен в тексте Климента, по сравнению с канонической версией Септуагинты.

Пресв. Климент Александрийский
Строматы. Книга

Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун

Добавить комментарий

Содержимое данного поля является приватным и не предназначено для показа.

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.