Не тут язык, а там бытие, не здесь подразумевание, а там подразумеваемое

Гадамер о языке Хайдеггера:
«Не тут язык, а там бытие, не здесь подразумевание, а там подразумеваемое. Но в самом насильственном прорыве и переломе, совершаемых средствами хайдеггеровского языка, становится ближе Бытие, о котором он спрашивает. От языка, на котором говорит и пишет Хайдеггер, нельзя уклониться. То есть, этот язык некая неизбежность? Да, мы должны его просто принять, так как в нём Мышление дарует себя само. От такого подарка невозможно отказаться, ведь именно таким образом Мышление присутствует».

(1969г)

См. «Истина и метод. Основы философской герменевтики» (Wahrheit und Methode. Grundzüge einer philosophischen Hermeneutik) — основополагающий труд по философской герменевтике, написанный Х.-Г. Гадамером и впервые опубликованный в 1960 году в Тюбингене. Книга была вдохновлена идеями Мартина Хайдеггера и повлияла на философию Хабермаса. В России она была переведена и опубликована в 1988 году. 

Гадамер доказывает, что герменевтика как искусство понимания не может быть ограничено рамками научного метода. Понимание (Verstehen) — это опыт постижения истины, характеризующий саму человеческую жизнь. Возводя понимание с методологического уровня на онтологический, Гадамер следует за Хайдеггером, который интерпретировал понимание как «экзистенциал».

Гадамер критикует применимость метода индукции в «науках о духе», поскольку их целью являются не закономерности, а постижение «исторической конкретности». Понимание является не только частью науки, но и частью образования, целью которого являются не только знания, но также вкус и здравый смысл.

Гадамер настаивает, что существенную часть понимания составляет история и традиция как формы предпонимания («антиципация смысла»). Во многом это обусловлено тем, что отдельный человек как носитель «конкретно-исторического сознания» не может обладать всей полнотой истины. Гадамер реабилитирует понятие предрассудка (Vorurteil), связывая его с понятием прецедента. Один из разделов его трактата называется: «Предрассудки как условие понимания» (Vorurteile als Bedingungen des Verstehens). С предрассудком связано понятие авторитета, однако Гадамер замечает, что этот термин может быть применен не только и не столько к тирану, сколько к воспитателю и специалисту. Безоговорочное отвержение любых авторитетов именуется «просвещенческим экстремизмом». Традицию Гадамер называет «безымянным авторитетом». 

Википедия

Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун

0

Оставить комментарий

Содержимое данного поля является приватным и не предназначено для показа.

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.