Есть мнение,что истоком всех утопий является желание придумать теорию, которая бы объяснила суть Добра и Зла, и научить истине сразу всех. Одной утопией больше - вреда,надеюсь не будет. Наиболее распространено убеждение , что Добро и Зло есть, и ,что сотворены в метафизике. Добро и Зло- сущности духовные , проявляющиеся во внешнем мире в различных обличиях. Однако существование Зла, как тварной субстанции представляется сомнительным, и , прежде всего, безрезультатностью извечной борьбы Добра с ним. Возникла идея рассматривать Зло и Добро не как собственно сущности, а как Злое и Доброе СВОЙСТВА бытия сущностей. Свойства проявляются в отношениях и сами по себе не существуют иначе, как в отношениях с живым. И ,как следствие- промежуточный вывод о бессмысленности борьбы со свойствами. Борьба со Злом, проявлением к нему Злого, а тем более, уничтожением физических носителей Злого, даже , убивая с любовью, возвращая Вседержителю некачественный продукт на переделку - в лучшем случае ничего не меняет, замещая чужое Зло своим. Злое можно попробовать изжить НЕ ПРОЯВЛЯЯ его. В основе проявления этих свойств во взаимодействии как событийном, так и умственном можно усмотреть определяющую роль характера , как комплекса установившихся и потому предсказуемых реакций на явления мира сложившегося ,если говорить о естественном живом, под влиянием огромного количества факторов периода бытования, как наследственных, так и приобретённых в опыте. Или, если говорить о живом, искусственно созданном—его смысла, задуманного и воплощенного набора характеристик и программы их применения. К примеру. .Жила -была Сущность. Бытовала себе по потребностям, в миру и согласии сама с собою. И, вдруг случилось событие! То есть сошлись в одной мировой точке два бытия, ее и другой Сущности. Произошла неприятность! Второй Сущности стало плохо. То ли первая прищемила-отдавила ей что то, то ли свет застила. В общем, первая Сущность нарушила мирное бытие второй. Потерпевшая сторона выразила свое недовольство. Перед первой встал вопрос самооценки собственного бытия по отношению к бытию других сущностей, особенно-- как дальше быть , если твое собственное бытие получает отрицательную оценку других? Момент принятия решения по дальнейшему бытию, по- видимому, и является моментом проявления во внешнем мире "Доброго" или "Злого" свойства своего характера. Продолжать "ущемлять" - проявить злое, прекратить и помочь пострадавшей от тебя Сущности наладить прежнее житье-бытье, значит проявить доброе. "Доброе" и "Злое", вообще, есть оценка, описание ощущения от влияния на свое бытие бытия других Сущностей. Причем "добрым" или "злым" оценивается только умышленно направленное на нас чужое бытие . Если ,допустим, на кого-то случайно упадет сосулька , или он случайно заразится болезнью, то это нельзя рассматривать как "доброе" или "злое" проявления бытия сосульки или болезни, также, как и нападение хищника, или даже другой Сущности, с «той стороны добра и зла». В последнем случае, как известно, пока грех не назван, он и грехом-то не считается. "Добрым" или "Злым", таким образом, можно расценивать только намерение или Замысел. На нашей родной планете , Земле, наиболее полно, разносторонне и мощно проявляет злое и доброе свойство своего бытия Сущность под названием Человек. Человек разительно отличается от всего живущего на Земле. Не человек как организм, водно-белково-жировая субстанция с легкой примесью минералов. А Человек как образ Творца, Сущности, способной творить Мир. Изменения, которые Человек производит на Земле революционны. Они не диктуются только лишь естественными потребностями организма. Человек создает технологии для образования вещей, которые никогда не смогут быть рождены природой планеты. Поэтому, в силу грандиозности деятельности Человека на Земле, представляет интерес принятие Человеком решения о проявлении "злого" и "доброго" свойств своего характера. Человеческие творения пока неестественны природе. Используя ресурсы Мира люди преобразуют их своими Замыслами в творения, многие из которых будучи возвращены природе после их потребления человеком, не имеют дальнейшей судьбы в цепи природной эволюции. Пластиковые бутылки, фильтры сигарет, капроновые чулки - вечные и не нужные природе вещи. Потому как они имеют своей целью (замыслом , воплощенным в них создателем) ТОЛЬКО удовлетворение иррационального самолюбия человека. Апофеозом идеи потребления становится потребление человеком себя как образа . Творению кумиров и соответствующих им предметов потребления в угоду рынку, диктующему законы своему же создателю). И, как следствие, все более растущую переработку ресурсов планеты в предметы чуждые естественной, до-человеческой природе планеты. Лоботомию себе делать не будем, рассматривать на свет тончайшие срезы собственного серого вещества тоже, ну и химию типа дофамина, серотонина и , какой-нибудь, моноаминоксидазы- А ,тоже отложим в сторону. Хотя, возможно, особенности обмена веществ в конкретном организме могут играть не последнюю роль в формировании характера… Да, и электричество к мозгам не станем подключать. Так как на себе эти манипуляции делать бесполезно, вряд ли , что увидим и поймем, а ,если чего и привидится, то можно ли этому верить? Как бы тонко ни нарезать мозги, какую бы химию в них ни впрыснуть, каким бы током ни раздражить -всё равно не поймешь человека, пока не поговоришь с ним. Откровенно (ну хоть на 30%), , по душам. Ну а на других такие опыты просто аморальны (проявим "доброе" свое свойство). Поэтому попробуем разобраться по- человечески, по-обывательски. Мозг , Ум, Разум, Сознание,Рассудок, Воля, Дух, Душа, Совесть , Сердце - этими словами Человек описывает то, чем он "понимает " Мир, чем живет (бытует) в Мире, а следовательно и решает, как поступать : по доброму, или по злому. Из рассмотренного ранее примера встречи двух сущностей можно заключить, что проявление какого -либо свойства своего бытия может иметь ненамеренный, намеренный и преднамеренный характер. "Не-намеренный" - оно и понятно, случайный. "Намеренный" - продолжение проявления того или иного свойства при известной реакции взаимодействующей Сущности (другого человека) . По сути выбор между Добром и Злом. "Пред-намеренный" - не случайный, имеющий целью проявление определенного свойства бытия к другому бытию, действие Замысла. А это что такое- Замысел? Пришло слово не одно, а привело с собой еще " мысль", "идею", "смысл", "промысел" и "умысел". Ну, два последних можно сразу отнести к эмоциональной окраске Замысла, его крайним значениям, плюсу и минусу. Мысль представляется спонтанно возникающим продуктом деятельности мозга, его работы на «холостом ходу». Существует, даже, мнение , что мысли являются отходами работы мозга...Мозг, получая информацию от органов чувств, или используя ,созданные ранее им самим решения задач, генерирует мысль, как внутреннее содержание предмета интереса в единстве всех многообразных и противоречивых форм его возможного бытия, некую невещественную сущность... Причем, мысли имеют отношение более к пониманию прочувствованного , чем к решению актуальной задачи. А вот , Идея, так же, являющаяся продуктом деятельности того же мозга, представляет один из вариантов решения мозгом конкретной задачи. Оба этих продукта проходят анализ рассудком для представления Разуму на выбор соответствия, требующему удовлетворения , Желанию. Сама деятельность мозга свободна. Действие, направляемое Разумом, но не управляемое им. В том смысле, что человек, находясь в сознании не может управлять физико-химическими процессами работы мозга, "изготавливая" мысли и идеи. Что же Замысел? Замысел - продукт работы Разума. Отобранная Разумом идея реализации Желания Генеральный план, направление приложения Воли. Создание в Мире новой сущности, имеющей определенную явно цель (смысл) бы́тия. И выполняющий эту цель на протяжении срока «жизни». Для любого действия нужна энергия, просто -таки необходима. Особенно живому..в целях поддержания жизни. Можно предположить, что именно эта энергия выражается словом Дух. Во всем живом- по роду его. В человеке- человеческий. Дух - внутренняя жизненная энергия, пополняемая и расходуемая. Минимальное, но не такое уж и малое количество жизненной энергии , "неприкосновенный запас", возможно, дается человеку при рождении. ".. и вдунул в него дыхание жизни..". Этой энергией человек обменивается с Миром. Проявление энергии жизни во внешнем мире - Воля. Волюшка, воля вольная - свободная энергия жизни. Человек черпает ее из Мира, преобразуя через чувства, эмоции в Дух свой. И отдает ее Миру, реализуя свои Замыслы. Воля человека - проявление человеческого Духа ! Любой акт творения требует энергии по формированию Замысла, определению и активированию сил и средств его материализации, преодолению возникающих препятствий.. В неприкосновенном запасе Духа Творцом заложено стремление к благотворению. То, что люди ощущают как Совесть. Однако, совести дан голос совещательный. Сигнализирующий о возникновении рассогласования реального бытия с бытием, определенным Замыслом Творца. Голос, звучащий после со-бытия, или в момент планирования решения о будущем поступке. Предлагающий исправить неправильный поступок или намерение. Совесть - те знания, представления, о том как надо жить, которые были с человеком всегда, с самого "детства". "Сократ. Значит, мой милый Алкивиад, и душа, если она хочет познать самое себя, должна заглянуть в душу, особенно в ту её часть, в которой заключено достоинство души - мудрость, или же в любой другой предмет, коему душа подобна. Можем ли мы назвать более божественную часть души, чем ту, к которой относится познание и разумение? Значит эта ее часть подобна божеству, и тот, кто всматривается в нее и познает все божественное- бога и разум-таким образом лучше всего познает самого себя." Таким образом, свобода проявления человеческого Духа, свобода волеизъявления задана Замыслом о человеке. Душа - обитель Духа. Контейнер для доставки стяженного Духа на Небо. Характеризуется, по опросам местных жителей планеты, весом (тяжело / легко на душе), прозрачностью (от черной-темной до светлой-кристальной), температурой (тепло на душе; душу сковал ледяной холод). Хотя эти характеристики скорее принадлежат находящемуся в ней Духу. Разум, похоже, и есть то самое, что прячется под маской "Я". То, что считает себя собой. Притязает абсолютно свободно решать все вопросы бытия Мира. Целью жизни Разума в Мире может предполагаться свободное стремление к максимальному соответствию замыслу Творца о нем. Жить в ладу с совестью, голосом данной ему души и управляя вверенным ему организмом. Все живое, включая человека ,обладает желанием жить, инстинктом самосохранения, как предустановкой своего существования и градиентом собственного бытия.
Исходя из этого, Злом считаются свойства бытия сущностей, мешающие жизни. Добром - свойства бытия сущностей не мешающие жизни. Достаточно ли для Добра (делания Добра, Добродетели) только не мешать жизни ? Конечно, не достаточно ! Добролюбие, доброделание, благоволение должно бы воспитываться ,как нормальный и естественный образ бытия. Однако , огромные трудности стоят на пути согласования воспитания и дарованного права на свободный выбор... Маяком на этом пути послужит Совесть.
Сам Разум - тлен ! Средство бытования Души в теле, стяжания духа. " Я " умирает вместе с телом ( мозгом с его умом и интеллектом, сердцем... Пониманием добра и зла...). Оставляя после себя лишь отпечатки смысла своей жизни. " Я памятник себе воздвиг нерукотворный..."- от гения Солнца русской поэзии. Человек же из праха - в прах ! А Душа, как парашютик цветка одуванчика, оторвавшись от тленного тела, несет семя стяженного Духа к новой жизни.
Игорь Петухов
Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун
Оставить комментарий