О БОГЕ:
+Бог есть огнь, согревающий и воспламеняющий сердца и утробы. Итак, если мы ощутим в сердцах своих хлад, который от диавола, ибо диавол хладен, то призовем Господа, и Он пришед согреет наше сердце совершенною любовью не только к Нему, но и к ближнему. И от лица теплоты изгонится хлад доброненавистника.
+Где Бог, там нет зла. Все, происходящее от Бога, — мирно и полезно и приводит человека к смирению и самоосуждению.
+Кто любит себя, тот любить Бога не может. А кто не любит себя ради любви к Богу, тот любит Бога.
О ПОКАЯНИИ:
+Как всякой болезни есть врачевание, так и всякому греху есть покаяние.
+Покаяние во грехе, между прочим, состоит в том, чтобы не делать его опять.
+Начало покаяния происходит от страха Божия и внимания, как говорит святой мученик Вонифатий: страх Божий есть отец внимания, а внимание – матерь внутреннего покоя, который рождает совесть, которая сие творит, да душа, якоже в некоей воде чистой и невозмущенной, свою зрит некрасоту, и так рождаются начатки и корения покаяния.
Можно ли облагодатствованному человеку по падении восстать? Можно, по Псаломнику: Отриновен превратихся пасти, и Господь прият мя (Пс.117,13), ибо когда пророк Нафан обличал Давида в грехе его, то он, покаявшись, тут же получил прощение.
+Итак, несомненно, приступай к покаянию, и оно будет ходатайствовать за тебя пред Богом.
ОБ ОСУЖДЕНИИ:
+Отчего мы осуждаем братии своих? Оттого, что не стараемся познать самих себя. Кто занят познанием самого себя, тому некогда замечать за другими. Осуждай себя — и перестанешь осуждать других.
+Осуждай дурное дело, а самого делающего не осуждай.
+Чтоб избавиться осуждения, должно внимать себе, ни от кого не принимать посторонних мыслей и быть ко всему мертву.
+Оскорбления от других переносить должно равнодушно и приобучаться к такому расположению духа, как бы их оскорбления не до нас, а до других касались. Ежели же невозможно не возмутиться, то по крайней мере надобно стараться удерживать язык, по Псаломнику: Смятохся и не глаголах (Пс.76,5).
О ЛЮБВИ К БЛИЖНЕМУ:
+С ближними надобно обходиться ласково, не делая даже и видом оскорбления.
+Когда мы отвращаемся от человека или оскорбляем его, тогда на сердце нашем как бы камень ложится.
+Дух смущенного или унывающего человека надобно стараться ободрить словом любви.
Не должно без нужды другому открывать сердца своего; из тысячи можно найти только одного, который сохранил бы твою тайну.
+С душевным человеком надобно говорить о человеческих вещах; с человеком же, имеющим разум духовный, надобно говорить о небесных.
О СМИРЕНИИ И МИРЕ ДУШЕВНОМ:
+Без смирения ничего нет в человеке, как только одна тьма.
К сохранению душевного мира надобно чаще входить в себя и спрашивать: «Где я?». При сем должно наблюдать, чтобы телесные чувства, особенно зрение, служили для внутреннего человека и не развлекали душу чувственными предметами, ибо благодатные дарования получают токмо те, которые имеют внутреннее делание и бдят о душах своих.
Дабы сохранить мир душевный, должно отгонять от себя уныние и стараться иметь радостный дух, а не печальный, по слову Сираха: Многих бо печаль уби, и несть пользы в ней (Сир.30,25).
+Кто любит мир, тому невозможно не печалиться. А презревший мир всегда весел.
+Неосуждением и молчанием сохраняется мир душевный. Когда в таком устроении бывает человек, то получает Божественные откровения.
О БОРЬБЕ СО СТРАСТЯМИ И ОЧИЩЕНИИ ДУШИ:
+Человеку в младых летах можно ли не гореть и не возмущаться от плотских помыслов? Но должно молиться Господу Богу, да потухнет искра порочных страстей при самом начале. Тогда не усилится в человеке пламень страстей.
+Телесный труд и упражнение в божественных писаниях, учит преп. Исаак Сирин, охраняют чистоту.
+Кто победил страсти, тот победил и печаль. А побежденный страстями не избежит оков печали. Как больной виден по цвету лица, так обладаемый страстью обличается от печали.
+Мы должны стараться быть свободными от помыслов нечистых, особенно, когда приносим молитву Богу. Ибо нет единения между смрадом и благовонием. Для сего нужно отражать первое нападение греховных помыслов и движений и рассеивать их от земли сердца нашего. Пока дети вавилонские, то есть движения и помыслы злые, еще младенцы, должно разбивать и сокрушать их о камень, который есть Христос; особенно же нужно сокрушать следующие три страсти: чревоугодие, сребролюбие и тщеславие, которыми ухищрялся диавол искусить даже Самого Господа нашего Иисуса Христа в конце подвигов Его в пустыне.
+Проходящий путь внимания не должен только одному сердцу своему верить, но должен сердечные свои действия и жизнь свою поверять с Законом Божиим и с деятельной жизнью подвижников благочестия, которые таковой подвиг проходили. Сим средством удобнее можно и от лукавого избавиться, и истину яснее узреть.
+Когда человек приимет что-либо Божественное, то радуется в сердце, а когда диавольское, то смущается.
О ПОСТЕ:
+Истинный пост состоит не в одном изнурении плоти, но и в том, чтобы ту часть хлеба, которую ты сам хотел бы съесть, отдать алчущему: Блажени алчущий… яко тии насытятся (Мф.5,6).
+Пищи употреблять должно каждый день столько, чтобы тело, укрепясь, было другом и помощником душе в совершении добродетели, иначе может быть то, что при изнеможении тела и душа ослабеет.
+Надобно идти средним путем, не уклонятися ни на десно, на на шуе (Притч.4,27) и давать духу духовное, телу — телесное, для поддержания временной жизни потребное. Но не должно также и жизни общественной отказывать в том, что она законно требует от нас, по словам Священного Писания: Воздадите убо кесарева кесареви, и Божия Богови (Мф.22,21).
Надобно быть по приличию и потребности иногда младенцем, а иногда львом, особенно сим последним тогда, когда против нас восстают страсти или лукавые духи…
ОБ ИСПЫТАНИЯХ:
+Кто переносит болезнь с терпением и благодарением, тому вменяется она вместо подвига или даже более.
+В молчании переноси, когда оскорбляет враг, и Господу открывай тогда сердце свое.
+Человек должен обращать внимание на начало и конец жизни своей, в середине же, где случается счастие или несчастие, должен быть равнодушен.
Прп. Серафим Саровский
Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун
Оставить комментарий