Умопостигаемый космос
Понятия умопостигаемого и чувственно воспринимаемого космосов не чужды варварской философии. Первый из них имеет характер архетипа, второй же является образом того, что именуется «парадигмой». И если первый, умопостигаемый, именуется монадой, то второй, чувственно воспринимаемый – это гексада. Ведь, согласно пифагорейцам, число шесть связано с браком и означает порождающее начало, в то время как монада включает в себя невидимое небо, безвидную1 землю и свет разума. «В начале, – сказано, – Бог сотворил небо и землю. Земля же была безвидна». И далее: «И сказал Бог: Да будет свет. И стал свет» (Быт. 1:1–3). Сотворение же чувственного твердого неба (ведь твердое чувственно воспринимаемо) описано как создание видимой земли и зримого света. Не об этом ли учит и Платон, помещая идеи живых существ в умопостигаемом космосе, а виды чувственно воспринимаемого в соответствии с их родами описывая как созданные по образу умопостигаемого?2
1 Исправление Штелина. В рукописи и у Евсевия: aJgi>an. Эта безвидная земля далее противопоставляется Климентом видимой и осязяемой.
2 Ср. Тимей, 30 с-d.
Пресв. Климент Александрийский
Строматы. Книга 5
Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун
Оставить комментарий