Понятие безусловного

«Ещё раз: для того, чтобы понятие безусловного вообще могло быть мыслимым, оно нуждается в наличной, действительной цепочке обусловленного как предмете отрицания. Однако эта цепочка внутренне противоречива: и тезис и антитезис относительно её начала взаимно исключают друг друга, однако оба истинны. Поэтому для своей мыслимости понятие безусловного нуждается в недействительной, „не работающей” цепочке обусловленного. Ведь если бы эта цепочка была действительной, то существовало бы только обусловленное, и в рациональной сфере просто не осталось бы места для безусловного. Поэтому сама мыслимость безусловного, в рамках теории рациональности Якоби, двояким образом скреплена с цепочкой обусловленного: как с внутренне противоречивой и как с непротиворечивой. Лишь если эта цепочка антиномична, имеется необходимая (хотя и недостаточная) предпосылка для того, чтобы могло быть образовано понятие безусловного. Лишь в этом случае в мыслимом универсуме как бы образуется место для безусловного. Однако в этом случае понятие безусловного снова становится немыслимым в силу отсутствия действительного базиса для конституирующего отрицания (безусловное). _Если безусловное мыслимо, то цепочка условного не должна быть антиномичной, но если она не антиномична, то исчезает необходимая предпосылка для принятия безусловного_. „Таким образом, в результате можно констатировать: всё равно, ведёт цепочка обусловленного к противоречию или не ведёт, в обоих случаях возникает противоречие, которое делает идею безусловного немыслимой, a priori неосуществимой в рамках такой концепции рациональности, которую предложил Якоби”. Более того. Поскольку „безусловное” Якоби задумано таким образом, что оно, без ущерба для своей безусловности, должно быть способным обусловливать обусловленное, однако вместе с тем, как только что выяснилось, само обусловленное, напротив, в силу своей неспособности, может быть обусловлено не безусловно, но опять же _лишь обусловленно_, и обусловленное, следовательно, представляет собой условие для самого безусловного (а не только для его понятия), то, следовательно, по самому существу дела то, что должно быть безусловным, не может им быть. Становится ясно тем самым, что ничего не может дать для безусловного и предположение „более высокой” способности „воспринимающего разума”. Корень зла, согласно Фетцеру, — ложное понимание „нейтральной пустоты” рассудка (мышления) у Якоби. Единственный выход из полученного Якоби тупика — идея _мощи негативности_, развитая в немецком идеализме».

(Чернов С. А., Шевченко И. В., «Фридрих Якоби: вера, чувство, разум»)

Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун

Оставить комментарий

Содержимое данного поля является приватным и не предназначено для показа.

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.