Вспоминаю (для работы) те невероятные обстоятельства, которые возникли у нас после реформ конца ХХ века. Ваучеры. Обмен денег. Проданные кому-то квартиры без ведома владельцев. Отжатые дачи. Целые предприятия, взятые в частную собственность и тут же сданные под склады. Здания обкомов и райкомов, а также куда-то ушедшая профсоюзная собственность (клубы фабрик и заводов , поликлиники, дачи - и те же поликлиники, дачи и Дома творчества, но театральные, писательские, Союза художников и композиторов).Все исчезло. Остался (он под угрозой) поселок писателей Переделкино, а где Малеевка, Коктебель, там же столько было написано, где наша поликлиника, в которую ходили за бюллетенем (была шутка -"если бы писатели на болели, они бы умерли с голоду"). Моя семья, реально, существовала на бюллетени, дети в садиках и в школе заражались без конца (меня не печатали и не ставили, жить было не на что, а вот в Союз писателей добрые дяди приняли. То есть, конечно, печатали, но подпольно, на машинках, самиздатом, и ставили, но по подвалам и самодеятельным театрам, в основном, в Сибири. Бесплатно.). Героическое было время, страна выдерживала все и не теряла свою культуру. Эти подвалы и самодеятельные театры были переполнены. Люди много читали, в том числе философов и религиозных авторов, крестились, объединялись вокруг священников - хотя таких проповедников, создававших тысячную паству, руководство старалось публично перевоспитать, а то усылало в дальние приходы, в деревенские храмы, которые зимой было не протопить... Батюшку Меня, святого человека, убили.
Людмила Петрушевская
* * *
Людми́ла Стефа́новна Петруше́вская — российский прозаик, поэтесса, драматург и певица.
Родилась в Москве в семье служащего. Внучка лингвиста Н. Ф. Яковлева, создателя письменностей для ряда народов СССР. В военное время жила у родственников, а также в детском доме под Уфой.
После войны вернулась в Москву, окончила факультет журналистики МГУ. Работала корреспондентом московских газет, сотрудницей издательств, с 1972 года — редактором на Центральной студии телевидения.
Петрушевская рано начала сочинять стихи, писать сценарии для студенческих вечеров, всерьёз не задумываясь о писательской деятельности.
Первым опубликованным произведением автора был рассказ «Через поля», появившийся в 1972 году в журнале «Аврора». С этого времени проза Петрушевской не печаталась более десятка лет. Издавать её начали в Перестройку.
Первые же пьесы были замечены самодеятельными театрами: пьеса «Уроки музыки» (1973) была поставлена в 1979 году Р. Виктюком в театре-студии ДК «Москворечье», а также В. Голиковым в театре-студии ЛГУ и почти сразу запрещена (напечатана лишь в 1983 году).
Постановка «Чинзано» была осуществлена театром «Гаудеамус» во Львове. Профессиональные театры начали ставить пьесы Петрушевской в 1980-е годы: одноактная пьеса «Любовь» в Театре на Таганке, «Квартира Коломбины» в «Современнике», «Московский хор» во МХАТе. Долгое время писательнице приходилось работать «в стол» — редакции не могли публиковать рассказы и пьесы о «теневых сторонах жизни». Не прекращала работы, создавая пьесы-шутки («Анданте», «Квартира Коломбины»), пьесы-диалоги («Стакан воды», «Изолированный бокс»), пьесу-монолог («Песни XX века», давшую название сборнику её драматургических произведений).
Проза Петрушевской продолжает её драматургию в тематическом плане и в использовании художественных приемов. Её произведения представляют собой своеобразную энциклопедию женской жизни от юности до старости: «Приключения Веры», «История Клариссы», «Дочь Ксени», «Страна», «Кто ответит?», «Мистика», «Гигиена» и многие другие. В 1990 году был написан цикл «Песни восточных славян», в 1992 — роман «Время ночь». Пишет сказки как для взрослых, так и для детей: «Жил-был будильник», «Ну, мама, ну!» — «Сказки, рассказанные детям» (1993); «Маленькая волшебница», «Кукольный роман» (1996).
Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун
Оставить комментарий