Проблема недопонимания между людьми существует не только по причине культурных и нравственных различий, навыков и привычек бытования и взаимодействия (это всё важно учитывать при взаимодействии и не судить других слишком строго за то, что они - другие). Проблема взаимодействия ещё в разнонаправленности их взаимодействий, т.е. взаимодействие разных людей - про разное, ради разного. Грубо говоря, одни про земное (славу, деньги, личные интересы, удобно/неудобно, приятно/неприятно, хочется/не хочется), а другие про небесное - если люди не видят, не осознают этого различия, они изначально неверно трактуют посылы друг друга.
Цель и смысл взаимодействия важны именно потому, что они зачастую и производят формы взаимодействия, которые в разных системах координат означают разное. Одинаковое внешне действие в разных бытийных системах сильно отличается по сути, потому что получило несхожий первичный толчок и направление (свойственные именно этой системе координат, а не другой), иной мотив, иной смысл, иную заданность и цель.
Ракурс смотрения на другого так же определяется местом смотрения, а потому важно откуда мы смотрим, в качестве кого. Это определяет нашу трактовку действий другого. Откуда - это зачем, для чего, с каким умыслом и предожиданием.
Важно куда я сам целюсь, когда взаимодействую с другим. Важно куда целится другой при этом. Если мы слишком про разное взаимодействуем, мы обманываемся во всём, что воспринимаем. Мы даже говоря одни и те же слова, совершая одинаковые действия, совершаем разное.
Привычка и пристрастие к осуждению, лёгкость, с которой мы навешиваем ярлыки на других, приводят к тому, что мы не просто заблуждаемся насчёт действий другого, но клевещем на него, если не другим людям, то в своём уме. Потому важно следить за направленностью взаимодействий и в связи с ними корректировать и свои трактовки, и приёмы взаимодействия. Для взаимопонимания всё-таки важно говорить если не на одном культурном языке, то хотя бы в одном направлении и диапазоне.
Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун
Комментарии
«Кто плотски и противоестественно живет и действует, тот совсем потерял свою разсудительность; а кто, отклоняясь от зла, положил начало творить благое, как написано: уклонися от зла и сотвори благо (Пс. 33, 15), тот, как только еще вводимый в область добра и ухо приклоняющий к учению, приникает мало некако к некоему чувству разсудительности, свойственной новоначальному. Кто же по естеству и душевно, т. е. смысленно и разумно живет и действует, — почему называется и средним, тот, по своей мере, и видит и обсуждает и то, что его касается, и то, что касается подобных ему. Кто наконец выше естества и духовно живет, тот, как прошедший за предел страстнаго, новоначальнаго и средняго. и благодатию Христовою достигший совершенства, т. е. всущественнаго просвещения, и совершеннейшей разсудительности, видит себя самого и обсуждает наияснейше, а также и всех видит и обсуждает определительно верно, сам не будучи ни от кого видим и обсуждаем верно, хотя у всех на виду находится, как говорит Апостол: духовный возстязует убо вся. а сам той ни от единаго возстязуется (1 Кор. 2, 15).». (Каллист и Игнатий Ксанфоппулы, Добротолбюбие, Т. 5)
- Ответить
Ссылка на комментарийОставить комментарий