Рай - «закрытый сад»

Рай - слово персидского происхождения, означавшее буквально «сад». Различают два рая: 1) «земной», насажденный самим Богом для первых людей и находившийся, согласно книге Бытия, «на востоке» от места, где была написана  эта книга, т.е., вероятно, на востоке Палестины, в стране Эдемской; 2) Рай небесный - «царствие», уготованное Богом от начала мира, где обитают души праведников и святых после земной смерти и частного суда до воскресения тел на земле и имеющего последовать за тем всеобщего Суда, не зная ни болезней, ни печалей, ни воздыхания, ощущая одно лишь непрестанное радование и блаженство.

Владимир Южин
Христианство. Его символы, термины и атрибуты

* * *

1. В религиозных учениях – место, где души праведников после смерти ведут блаженное существование; первонач. в библии – прекрасный сад, в к-ром жили Адам и Ева до так наз. грехопадения (религ.). И рад бы в рай, да грехи не пускают. Пословица.

2. перен. Красивая местность; место, где можно жить счастливо и безмятежно. В деревню, в теплый край, деревня летом – рай! Грибоедов. – Вот там-то прямо рай! И вспомнить, так душе отрада! Крылов.

3. перен. Об очень хороших условиях жизни, о покойной, счастливой жизненной обстановке (разг.). Кабы не было блох да становых, что бы это за рай, а не жизнь была! Салтыков-Щедрин. земной рай или рай земной (книжн.) – перен. то же, что рай во 2 знач. Я жил между Генуей и Ниццей, в так называемом земно раю, между пальм и апельсинных плантаций. Дружинин. Вокруг домика рай земной, зелень, живут веселые птицы. Чехов. отправить в рай кого (ирон.) – перен. то же, что отправить на тот свет, см. свет. Я сам отправил четверых прямой дорогой в рай. А. Прокофьев.

Ушаков. Толковый словарь русского языка Ушакова. 2012

* * *

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Рай (евр. «закрытый сад»).

Различаются два рая:

Рай земной

«Рай земной», «Рай сладости», насажденный самим Богом для первых людей и находившийся, по выражению книги Бытия , «на востоке» (от того места, где написана эта книга, т.е., вероятно, – Палестины ), в стране Эдемской .

Мнения о том, в каком именно месте находился этот рай, различны. При описании его, находящемся во 2 гл. книги Бытия, говорится, что поток, орошавший рай, был источником четырех рек – Фисона, Геона, Тигра и Евфрата.

На этом основании одни ищут рай в восточной Азии, считая раем целую страну Эдем ; другие находят его между Евфратом и Гангом, причем в названиях Геона и Фисона видят библейский Геон и Гифазис; третьи считают местонахождением рая Сирию (принимая Фисон за Хризоррой (совр. Барада) и Геон – за Оронт (совр. Эль-Аси), Месопотамию или Халдею . Существует предположение, что всемирный потоп смыл с лица земли первозданный рай, совмещавший в себе все, что было прекрасного в первозданной природе.

Рай небесный

Рай небесный – «царствие», уготованное Богом от начала мира, где обитают души праведников и святых после смерти земной и частного суда до воскресения тел на земле и имеющего последовать затем суда всеобщего, не зная ни болезней, ни печалей, ни воздыхания, ощущая одно лишь непрестанное радование и блаженство.

Сказания Св. Писания о рае небесном очень кратки. В этот рай вступил распятый с Иисусом Христом и уверовавший в него разбойник (Лк. 23:43); об этом рае Иисус Христос говорил апостолам : «в доме Отца Моего обителей много... иду приготовить место вам», а апостол замечал: «когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный» (2 Кор. 5:1).

Рай небесный, в котором обитают души праведников, есть ближайшая к земле небесная обитель или «первое небо»; за ним, выше, есть еще небеса (Откр. 6:9; 7:9; 4:4). Климент Римский говорит об ап. Петре, что он по смерти «отошел в место славы», о Павле – что он «по кончине отошел в место святое».

Поликарп Смирнский говорит об Игнатии Антиохийском и других мучениках, что они «пребывают в подобающем месте у Господа». Ириней Лионский замечает, что «преложенные (т.е. умершие на земле праведники) преложены в рай, ибо рай приготовлен для людей праведных и духовных».

Иларий , Григорий Нисский и др. говорят о «лоне Авраамовом» в раю как о месте общения с ангелами и душами святых, где предвкушается блаженство вечное, имеющее наступить по всеобщем воскресении и страшном суде.

Ипполит и Тертуллиан отличают рай, или небо, как специальное место селения мучеников и пророков, от лона Авраамова как селения праведников.

По словам Киприана , «смерть для праведных и благочестивых есть не что иное, как переселение в вечность для жизни у Бога и со Христом в рай или царствии небесном».

По Ефрему Сирину , все праведники водворяются в обществе радости, где нет плача и воздыханий, а одно радование. Здесь они сподобляются зреть мысленное Солнце, светом которого озаряясь, наслаждаются неисчерпаемыми дарами Божиими.

Афанасий Великий говорит: «Вопрос, где находятся отшедшие души – вопрос чудный и дивный, сокрытый от людей; Бог не соизволил, чтобы кто-нибудь возвратился к нам оттуда и рассказал, где и как пребывают души, отшедшие от нас».

Григорий объясняет неполноту сказания книги Бытия о рае земном тем, что «обычай есть писанию о недоумеваемых доселе творить сказание просто и немногопытно».

Все отцы Церкви учили, что души святых в небесных райских обителях не в одинаковой степени пользуются их блаженствами, но различно, соответственно их достоинству; некоторые ( Григорий Богослов , Иоанн Златоуст и др.) прибавляют, что святые, находящиеся в небесном раю, молятся как об умерших, не достигших праведности, так и о живущих еще на земле.

Это учение на вселенских соборах Халкидонском и 2-м Никейском возведено в догмат Церкви. Некоторые из позднейших богословов создали теорию особой утонченной телесности души, в силу которой они признают действительными все те видения рая и хождения еще живых праведников на небо, о которых повествуют древние и новые агиографы.

Ряд этих сказаний о рае открывается сказанием о мученичестве св. Перпетуи (ум. 203 ), где рай небесный в первый раз описывается как обширный прекрасный сад, наполненный дивными древами, благоухающими цветами и чудно поющими птицами. В дальнейших, более подробных описаниях рая ему усвояется все, что можно себе представить прекрасного в природе.

Для христианского искусства рай с самого начала был одним из излюбленных предметов изображения, во фресках, на саркофагах, в мозаиках катакомб, равно как вообще в живописи. Православное церковное учение о рае резюмируется в литургических памятниках, а также в погребальных молитвословиях.

В древнейшем тексте (александрийском) Литургии Василия Великого Церковь молится, чтобы Бог вселил умерших верных «в место злачно, на воды упокоения, в рай веселия, откуда удаляются всякая печаль и воздыхание, в свет святых». В молитвах поминовения усопшего Церковь просит, чтобы Бог вселил умершего «в место светло, злачно, покойно, где все праведники упокоеваются, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная».

Литература:

Епископ Сильвестр, Опыты православного догматического богословия, т. 5;

Монах Митрофан, Как живут наши умершие по смерти, 1887;

Г.К. Властов, Библейская летопись, СПб., 1875;

Н.Н. Глубоковский, Обращение Савла, ХЧ, 1896;

Н.И. Глориантов, Взгляд на отношения геологии к библейским сказаниям, там же, 1861;

Новорусский, О шестидневном творении, ПО, 1886-87;

Б.И. Ловягин, Библейское учение о творении, «Странник», 1863;

Н.А. Сергиевский, О творении, ПО, 1873;

Рай и ад, ХЧ, 1840;

Ловягин, Знают ли святые на небе о наших нуждах на земле, там же, 1867;

О воздаянии после частного суда, там же, 1852.

Использованные материалы

Христианство: Энциклопедический словарь: в 3 т.: Большая Российская Энциклопедия, 1995.

1

Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун

Добавить комментарий

Содержимое данного поля является приватным и не предназначено для показа.

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.