Самое большее по предмету, на что способно мышление, это мировоззрение

- Как мировоззрение связано с мышлением?

- Состав мировоззрения и его строение в диалектико-мифологической философии осмысляются и формируются с самого начала критически и осмысленно. Понятно, что это отождествление части и целого, человеческого и мирового не бывает без риска ошибиться и даже без риска для жизни. Но, приняв однажды какое-то начало, мыслящий человек сам последовательно движется к завершению мировоззрения в целостную картину. В диалектико-мифологической религии верующий получает эту картину извне. До него кто-то рассмотрел вопрос начала, проделал работу создания мировоззрения и предложил его готовое к восприятию и усвоению, хотя родоначальники религии действовали как философы. Конечно, догматически можно построить и философское мировоззрение, и тогда оно ничем принципиально от религиозного отлично не будет, разве что будет отсутствовать развитый культ, но и это не обязательно, культ может иметь место.

Так что после этих предварительных пояснений можно на ваш вопрос ответить так. Самое большее по предмету, на что способно мышление, это именно мировоззрение. Но в религиозном мировоззрении мысль его приверженца застывает и движется разве что в богословских кругах и всегда сугубо в пределах принятой догматики, а в философском мировоззрении мысль не прекращает движение никогда и в любой момент может решиться на поправки и даже на создание нового, принципиально отличного от прежнего, мировоззрения.

* * *

1. Технически, то есть чтобы хоть как-то разбираться в вопросе, говорить о мировоззрении можно в двух смыслах.

(1) Мы точно определяем, что такое мир, и тогда делим людей на мировоззрителей и не-мировоззрителей. С мировоззрителями возимся дальше, определяя типы мировоззрений, хвалим их или ругаем, проявляем ледяное безразличие или бурно их поддерживаем. Не-мировоззрителей оставляем с их животными, растительными и минеральными устремлениями в качестве фона, на котором выделяем мировоззрителей: «На фоне этой мраморной говядины, называемой зачем-то людьми, особенно контрастными оказываются взгляды на мир немецкого философа Фридриха Ницше...» и т. д.

(2) Каждый сам себе решает, что такое мир и как к нему относиться, если вообще знает и даже слышал это слово. В этом случае потенциально-то мировоззрители — все, но кроме этого слова (мировоззрение) их ничто не объединяет.

2. Моя философская печаль такова, — впрочем весьма сдержанная, публичных слёз не лью, — что большинство людского населения планеты не интересует, что такое мир, а если интересует, то называют они миром всё, что им заблагорассудится: (1) достаток в семье и отсутствие свар с женой; (2) затопленную космическую станцию; (3) передышку в войне; (4) прекращение утренней ссоры; (5) телерадиокомпанию, имеющую такое название; (6) у одного немецкого писателя крестьянин неторопливо излагал двум остановившимся у него на ночлег студентам «всемирную историю своего хозяйства», из чего нетрудно заключить, каковы пределы «всего мира», как далеко он простирается и каково мировоззрение не просто знатока, а владельца и властелина мира; и т. п.

Максим Бутин

Платоновский мировоззритель Вощев, который не мог дальше идти, пока не узнает "точного устройства всего мира и того, куда надо стремиться". (Котлован)

Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун

Добавить комментарий

Содержимое данного поля является приватным и не предназначено для показа.

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.