Сознание и предметы - два рода бытия, между которыми «зияет пропасть смысла». Т.е. между ними нет ничего общего.
Чтобы познать сущность числа, нам даже не надо знать таблицу умножения. Т.е. интуиция, что такое число и основания арифметики - это совсем другое, чем счёт.
Интуитивизм Гуссерля распространяется на узрение того, что такое сущность той или иной сферы (например сущность звука и сущность света - это два разные региона природы).
Воздержание от суждения - это не сомнение, просто мы отстраняемся от предметов, потому что они не являются значимыми. Тогда можем изучать саму направленность сознания на предметы, а не предметы. Метод эпохе (феноменологическая редукция). Не просто отстраниться от предметов мира (заключить их в скобки), мы должны лишить себя эмпирического содержания, работать со своим сознанием, преодолеть свой психологизм.
Две операции: отстранение от предметов мира, отстранение от своего психологического «я». Открытие в себе трансцендентальной субъективности - это источник смысла, который и осуществляет предание смысла. Редукция - снятие каких-то покрывал (с логических структур например). Интерпретации, традиции мы должны удалить, чтобы выделить источник смыслообразования.
Ноэзис - ноэма: (греч. noesis — мышление, noema — акт мышления) — понятия, фиксирующие модус процессуальности интенциального сознания (ноэзис как ‘я мыслю’) и объективное содержание мышления (ноэма как конституированный в мышлении объект). Вводятся в философский оборот Платоном (см. Эйдос). Аристотелем мышление трактовалось как комбинаторика ноэм, а истина — как их адекватное сочетание. В феноменологии Гуссерля — понятийные структуры, посредством которых сознание анализируется, исходя из его существенных структурных моментов. Сознание понимается как интенциональное, т.е. направленное в своих актах на предмет. Предмет, явленный сознанию в многообразии способов его данности, обретает в процессе конституирования свое содержание или бытие. ‘Нечто’ явления или феномена превращается в конкретность вещи. Ноэзис является моментом интенционального свершения актов сознания или способом данности предмета. Он содержит два компонента: компонент ощущения (hyletische Daten) и компонент смыслообразования (sinngebende Daten). Ноэма представляет собой интенциональный коррелят ноэзиса. Она фиксирует наполнение интенции содержанием восприятия. Это содержание или бытие предмета является идентичным в многообразии способов данности предмета или в множестве конкретных ноэтических переживаний.
Эпохе́, также эпохэ́ (греч. ἐποχή — «задержка, остановка, удерживание, самообладание») — принцип рассуждения в философии, который означает приостановку всех метафизических суждений — суждений о бытии предмета вне воспринимающего его сознания.
Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун
Оставить комментарий