То угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо.
(1 Пет. 2, 19).
* * *
О, христиане! Опомнимся: как далеки мы от познания воли Божией; хотим и требуем от всех, чтобы они нас уважали, отдавали нам почтение даже и тогда, когда мы сами бесчестим себя своими поступками и неведением воли Божией.
Каждый, понимающий, что без воли и допущения Божия ничего не совершается (ни похвалы, ни поругания), осуждает сам себя пред Богом, говоря: О, Господи! Сам я весьма достоин того, чтобы все меня презирали и поносили, за что же я буду негодовать на них; я знаю, Господи, что без Твоей святой воли никто меня не посрамит и не обидит.
Святитель Иоанн, митрополит Тобольский (1715).
* * *
Существуют четыре стадии отношения к несправедливости. К примеру, кто-то тебя несправедливо бьет.
Если ты находишься на первой ступени, то даешь ему сдачи.
Если находишься на второй, то чувствуешь в себе очень сильное смущение, но сдерживаешься и ничего не говоришь.
На третьей стадии ты уже не смущаешься, а на четвертой чувствуешь большую радость и сильно веселишься душою.
Знаете, какую радость испытывает душа человека, если его несправедливо обидят и он при этом не оправдывается, добиваясь, чтобы ему сказали молодец или извини? И радость, которую переживает такая душа сейчас, терпя несправедливость, больше чем та радость, которую она испытала бы в случае, если бы ей удалось оправдаться.
Знаете, как я радуюсь, когда кто-нибудь называет меня прельщенным? Слава Тебе, Боже, говорю я, ведь за эти слова я получу мзду. А вот если меня назовут святым, то я окажусь в должниках. Нет на свете вещи более сладкой, чем несправедливость!
Если бы мы размышляли о том, что величайшую из всех несправедливость поднял на Себя Христос, то мы принимали бы несправедливость с радостью.
Старец Паисий Святогорец (1924-1994).
Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун
Оставить комментарий