Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху

"Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных.
Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; 11после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий" (Мф.25:1-13)

* * *

Sergy Lepin
НИКАКИХ ГВОЗДЕЙ

Жили-были десять дев (см. евангельский текст в первом комментарии). Как-то пригласили их на свадьбу. Они все с готовностью пошли – далеко и сквозь тьму. Все они, как мы видим, были одинаково храбрыми, но кое-что их, все-таки, отличало и делило пятьдесят на пятьдесят: одни были храбрыми и умными, а другие – храбрыми и… Славянский текст называет вторых дев юродивыми, а по-польски «uroda» – красавица. Вторые, – ну, вы поняли, – были красивыми.

Умные взяли для своих светильников запас масла, а красивые – нет. И возможно, не потому, что они «не подумали», а потому, что они, наоборот, считали себя самыми умными и думали, что у них все рассчитано, и нет никакого смысла брать в долгую нелегкую дорогу лишний груз. Они верили, что все будет хорошо, и, возможно, осуждали прочих за их маловерие. Им не нужно много масла, ведь у них много веры. Жених? Опоздает?? Да вы что!!! Так могут думать только модернисты и экуменисты.

Но кортеж жениха, видать, таки попал в пробку. Ожидание затянулось, светильники начали угасать. «Ха!» – сказали умные и поправили свои светильники. «Ой!» – сказали красивые и начали просить одолжить им масла. Но умные сказали, что им самим мало, идите купите себе и пр. Те и пошли (назад или в сторону – прочь от места встречи), а тут как раз жених и пришел…
В общем, красивые масло себе купили и, наверное, много. И светильники их вновь заполыхали аки фары-искатели на пока еще не купленном мной джипе. Но зачем, спрашивается, весь этот тюнинг утром?.. «Вы кто такие? Я вас не знаю!» - сказал им Жених... И в самом деле: представьте свидетельница заявилась на свадьбу на рассвете - что ей сказать?…

А как же, спросите вы, «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф.5:42)? А что пользы человеку, если он выполнит эту заповедь так, что «себя самого погубит или повредит себе» (см.: Лк.9:25)? В том-то и дело, что некоторые хотят отнять у тебя душу – сами гибнут и другим спастись не дают. Утопающему нужно протягивать палку, но не руку – ибо два трупа это хуже, чем один. Желая помочь человеку, нужно трезво оценивать свои возможности. Героизм бывает бессмысленным и даже преступным. Есть люди, которым уже не помочь. Или если помочь, то не нам.

А как же «Ничего не берите на дорогу: ни посоха, ни сумы, ни хлеба, ни серебра, и не имейте по две одежды (Лк.9:3)»? Ничего не всегда означает ничто. Кое-что не является ничем и всегда должно быть с вами в нужное время, в нужном месте и в нужном количестве. Елей – это ведь вера, надежда и любовь. Именно ими горит наше сердце, освещая нам дорогу сквозь тьму. Брачный пир – Царство Божие, а Жених в этой притче – Христос. Не берите с собой лишнего, но не забывайте голову - с одной стороны, а с другой: не слишком полагайтесь на свое личное видение, понимание, чувствование, верование, хотение...

Вера юродивых дев была велика и даже больше, чем у других – до определенного момента... Сначала они верили в неочевидное («знали», что им хватит масла – безумство веры и фанатизм), а потом – не верили в очевидное, в то, что нет смысла возвращаться назад: если они смогли идти в темноте назад, то почему таким же образом не идти вперед? Как минимум, стой, где стоишь! Да и можно было как-то попробовать пристроиться к тем, чей светильник веры не угас, и идти себе дальше, но нет же ж – им нужен только свой свет, личный! И побежали куры по дороге...

Если нет мозгов, то никакой веры, надежды и любви не хватит. Всё закончится (иногда, даже не начавшись). Чем ближе к Царству – тем меньше остается масла в светильниках, а тьма перед рассветом ведь самая густая и холодная. Это и странно, и обычно одновременно...

Заметьте, Господь уподобил Царство Небесное не одним лишь пяти умным девам, а всем десяти, что, согласитесь, обнадеживает дополнительно: умные и красивые вместе прообразуют Царство Божие! У всех десяти девушек была вера, надежда и любовь – ведь все они откликнулись на зов Жениха и восхотели оказаться в чертогах Брачного Пира Небесного Царства. Но!!! Жаль, что одни достигли цели, а другие (формально выполнив больше работы) нет – почему? ДА ПОТОМУ ЧТО ОНИ – ДУРЫ! Вот и всё.

В общем, как велел поэт, «светить — и никаких гвоздей!». 

* * *

Светлана Коппел-Ковтун

Так ведь не отворил - значит вне Царства они. А елей - это наверное благодать, стяжание которой дело христианина.

Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун

Оставить комментарий

Содержимое данного поля является приватным и не предназначено для показа.

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.