Вдохновение есть расположение души к живейшему принятию впечатлений и соображению понятий

Чем более мы холодны, расчетливы, осмотрительны, тем менее подвергаемся нападениям насмешки. Эгоизм может быть отвратительным, но он не смешон, ибо отменно благоразумен. Однако есть люди, которые любят себя с такою нежностию, удивляются своему гению с таким восторгом, думают о своем благосостоянии с таким умилением, о своих неудовольствиях с таким состраданием, что в них и эгоизм имеет всю смешную сторону энтузиазма и чувствительности.

*

     Никто более Баратынского не имеет чувства в  своих  мыслях  и  вкуса  в своих чувствах.

     *

Один из наших поэтов говорил гордо:  "Пускай  в  стихах  моих  найдется бессмыслица, зато уж прозы не найдется". Байрон не мог  изъяснить   некоторые свои стихи. Есть два рода бессмыслицы: одна происходит от недостатка  чувств и мыслей, заменяемого словами;  другая  -  от  полноты  чувств  и  мыслей  и недостатка слов для их выражения.

     *

"Все, что превышает геометрию, превышает  нас",  -  сказал  Паскаль.  И вследствие того написал свои философические мысли

*

Вдохновение есть расположение души к живейшему принятию  впечатлений  и соображению понятий, следственно и  объяснению  оных.  Вдохновение  нужно  в геометрии, как и в поэзии.

     *

Иностранцы,  утверждающие,  что   в   древнем   нашем   дворянстве   не существовало понятие о чести (point d'honneur), очень ошибаются. Сия  честь, состоящая  в  готовности  жертвовать  всем  для  поддержания   какого-нибудь условного правила, во всем блеске  своего  безумия  видна  в  древнем  нашем местничестве. Бояре шли на опалу и на казнь, подвергая  суду  царскому  свои родословные распри. Юный Феодор, уничтожив сию гордую дворянскую  оппозицию, сделал то, на что не решились ни могущий Иоанн  III,  ни  нетерпеливый  внук его, ни тайно злобствующий Годунов.

     *

Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие. "Государственное правило, - говорит Карамзин, - ставит уважение к предкам в достоинство гражданину образованному". Греки в самом своем унижении помнили славное происхождение свое и тем самым уже были достойны своего освобождения... Может ли быть пороком в частном человеке то, что почитается добродетелью в целом народе? Предрассудок  сей,  утвержденный демократической   завистию   некоторых   философов,    служит    только    к распространению низкого эгоизма. Бескорыстная мысль, что внуки будут уважены за имя, нами им переданное, не есть ли благороднейшая надежда  человеческого
сердца? Mes arriere-neveux me devront cet ombrage!

     *

Байрон говорил, что никогда не возьмется описывать страну,  которой  не видал бы собственными глазами. Однако ж в "Дон Жуане" описывает  он  Россию, зато приметны некоторые погрешности противу местности. Например, он  говорит о  грязи  улиц  Измаила;  Дон  Жуан  отправляется  в  Петербург  в  кибитке, беспокойной повозке без рессор, по дурной каменистой дороге. Измаил взят был зимою, в жестокий  мороз.  На  улицах  неприятельские  трупы  прикрыты  были снегом, и победитель ехал по ним, удивляясь опрятности города: "Помилуй бог, как чисто!..". Зимняя кибитка не беспокойна, а зимняя дорога  не  камениста.
Есть и другие ошибки, более важные. - Байрон много читал  и  расспрашивал  о России. Он, кажется, любил ее и хорошо знал ее  новейшую  историю.  В  своих поэмах он  часто  говорит  о  России,  о  наших  обычаях.  Сон  Сарданапалов напоминает известную политическую карикатуру, изданную в  Варшаве  во  время суворовских войн. В лице Нимврода изобразил он Петра Великого. В  1813  году Байрон намеревался через Персию приехать на Кавказ.

 *

Тонкость не доказывает  еще  ума.  Глупцы  и  даже  сумасшедшие  бывают удивительно тонки. Прибавить можно, что тонкость редко соединяется с гением, обыкновенно простодушным, и с великим характером, всегда откровенным.
 
     Не знаю где, но не у нас,
     Достопочтенный лорд Мидас,
     С душой посредственной и низкой, -
     Чтоб не упасть дорогой склизкой,
     Ползком прополз в известный чин
     И стал известный господин.
     Еще два слова об Мидасе:
     Он не хранил в своем запасе
     Глубоких замыслов и дум;
     Имел он не блестящий ум,
     Душой не слишком был отважен;
     Зато был сух, учтив и важен.
     Льстецы героя моего,
     Не зная, как хвалить его,
     Провозгласить решились тонким, и пр.
 
     Пушкин.

     *

Милостивый государь! Вы не знаете правописания и пишете обыкновенно без смысла. Обращаюсь к  вам  с  покорнейшею  просьбою:  не  выдавайте  себя  за представителя образованной публики  и  решителя  споров  трех  литератур.  С истинным почтением и проч.

     *

Coguette, prude. Слово кокетка обрусело, но prude не  переведено  и  не вошло еще в употребление. Слово это означает женщину, чрезмерно щекотливую в своих понятиях о чести (женской) - недотрогу. Таковое свойство  предполагает нечистоту воображения, отвратительную в женщине, особенно  молодой.  Пожилой женщине позволяется многое знать и многого  опасаться,  но  невинность  есть лучшее украшение молодости.  Во  всяком  случае  прюдство  или  смешно,  или несносно.

     *

Некоторые люди не заботятся ни о славе, ни о бедствиях  отечества,  его историю знают только со времени кн. Потемкина,  имеют  некоторое  понятие  о статистике только той губернии, в которой находятся их поместия, со всем тем почитают себя патриотами, потому что любят ботвинью и что дети их  бегают  в красной рубашке.

     *

Москва девичья, а Петербург прихожая.


     *

Должно  стараться  иметь  большинство  голосов  на  своей  стороне:  не оскорбляйте же глупцов.

Александр Сергеевич Пушкин. Критика и публицистика

Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун

Добавить комментарий

Содержимое данного поля является приватным и не предназначено для показа.

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.