Владея правдой, изменишь судьбу

Владея правдой, изменишь судьбу.
«И цзин». Канон пeремен

Китайская пословица

----------------------------

 

«И цзин» в культуре Дао
Культура Дао

Обращаясь к трактату «И цзин», мы прикасаемся к культуре
Дао. Дао — с этого слова или начинаются древние философские
тексты, или оно стоит в первых же фразах, образуя смысловое и
структурное ядро повествования.
• Дао и совпадающее с ним Дао отрицают постоянное Дао —
такими словами открывается даоский трактат «Дао дэ
цзин» («Канон дао и дэ»).
• «Дао покрывает Небо, поддерживает Землю, ширится во все
четыре стороны света, простирается на все восемь пределов.
Оно так высоко, что не достигнешь верха, так глубоко, что
не достанешь дна», — с этого начинается изложение космо
логии в энциклопедическом произведении «Хуайнань-цзы»
(«Философы из Хуайнани»).
• «Благородный муж трудится над основой, основа утверж
дается, и Дао рождается», — говорится в зачине конфуциан
ского трактата «Лунь юй» («Суждения и беседы»),
• «Дао [гексаграммы] Цянь вершит мужское, Дао [гексаграм
мы] Кунь вершит женское», — отмечается в первом же пара
графе комментария «Си цы чжуань» («Комментарий прило
женных слов») текста «И цзин» («Канон перемен»).

«И цзин» в культуре Дао
Культура Дао
Обращаясь к трактату «И цзин», мы прикасаемся к культуре
Дао. Дао — с этого слова или начинаются древние философские
тексты, или оно стоит в первых же фразах, образуя смысловое и
структурное ядро повествования.
• Дао и совпадающее с ним Дао отрицают постоянное Дао —
такими словами открывается даоский трактат «Дао дэ
цзин» («Канон дао и дэ»).
• «Дао покрывает Небо, поддерживает Землю, ширится во все
четыре стороны света, простирается на все восемь пределов.
Оно так высоко, что не достигнешь верха, так глубоко, что
не достанешь дна», — с этого начинается изложение космо
логии в энциклопедическом произведении «Хуайнань-цзы»
(«Философы из Хуайнани»).
• «Благородный муж трудится над основой, основа утверж
дается, и Дао рождается», — говорится в зачине конфуциан
ского трактата «Лунь юй» («Суждения и беседы»),
• «Дао [гексаграммы] Цянь вершит мужское, Дао [гексаграм
мы] Кунь вершит женское», — отмечается в первом же пара
графе комментария «Си цы чжуань» («Комментарий прило
женных слов») текста «И цзин» («Канон перемен»).
Ключевой символ и центральная категория всех древнекитай
ских учений — так оценивается Дао в историко-философской
литературе. Однако Дао больше, чем символ и категория. Вся
совокупность древнекитайского творчества и жизни показывает,
что Дао — это культура.
К генерации культуры Дао автор данной книги специаль
но обращался неоднократно в научных статях, монографиях и 
энциклопедических изданиях. Читателю эти материалы, вероят
но, уже знакомы, поэтому нет надобности повторять сказанное.
Приведу только сокращённое определение культуры Дао.
Культура Дао — целостный телесно-душевно-мыслительный
организм, основанный на триедином структурно-функциональ
ном архетипе пяти физических стихий (у сын £ f j ) , пяти душев
ных постоянств (у чан Т\Щ) и пяти мыслительных качеств (у
илу Т\.Ш). Она предстаёт в трёх ипостасях: культура природно
го космоса (культура естества), культура социального космоса и
культура среднего или переходного природно-социального кос
моса. Субъектом культуры природного космоса выступают пер
вопредки (ди iff), субъектом культуры переходного космоса —
совершенномудрые люди (шэн жэнъ ША.), субъектом социаль
ного космоса — человеко-вещи (жэнь у }А0])- Каждая культура
(вэнь jQ имеет свои пятиэлементные архетипические наборы
узоров (вэнь (А, отсюда и понятие культуры), которые проступа
ют на телесном, душевном и мыслительном полотнах природно
го, социального и природно-социального космосов и образуют
три текста культуры Дао. Космосы совмещаются в триединый
космос. Это один и тот же космос, который только по преиму
ществу выражается архетипическими текстами как телесный,
душевный или мыслительный. При этом тексты перетекают
друг в друга и говорят один через другого.
Движущей силой культуры Дао являются вселенские энергии
инъ и ян. В отношении взаимного поглощения инъ и ян образу
ют тождество инъ-ян, которое можно назвать тождеством цзы
тр, в отношении противности они образуют диаду противопо
ложностей инъ и ян. Находясь в тождестве и нетождестве про
тивоположностей, инъ и ян составляют триадическое единство
инъ-цзы-ян. Внутри этого единства со стороны инъ получается
триада инъ-цзы-ян, со стороны ян противоположная ей триада
ян-цзы-инъ, центр цзы у них общий. Таким образом в этой обо
ротной триаде содержится пятерица инъ-ян-цзы-инъ-ян, в ней
триада инъ-цзы-ян укладывается вовне, а триада ян-цзы-инъ
укладывается внутри. В этой пятерице умещаются две пятери-
цы: одна — при чтении слева, вторая — при чтении справа (ус
ловно горизонтальная и вертикальная пятерицы). Под действием
собственных сил они притягиваются друг к другу и одновре
менно отталкиваются. Эта пятерично-пятеричная система пуль
сирует, элементы превращаются друг друга, переходят с уровня
на уровень и закручивают сложную двойную с обратными вет
вями спираль. Вселенские энергии, условно говоря, совершают
пульсирующий двухспиральный танец.
Всё это и воплощается в космосы культуры Дао и в её архети
пические тексты. Культура Дао — сплошь вселенская энергия, ко
торая реализует в Дао мировую цель и смысл жизни-смерти, то
есть цель вечного существования (цунь цунь ^]~р). В субъектах
культуры Дао её воспроизводство осуществляется тремя взаимос
вязанными способами: посредством слова (поэтическое слово),
ритма (музыка) и движения (танца-ритуала). Эти методы и ввёл в
своё учение Конфуций: «Начинай со стихов, утверждайся в ритуа
ле и завершай музыкой» [Лунь юй, ѴІІІ.8].
Спираль культуры Дао несёт в себе вселенский код гармонии,
который закладывается во всё содержимое космоса (дешиф
ровку см. [А.Е. Лукьянов. «Чжун юн»: конфуцианское учение
о середине // Конфуцианский трактат «Чжун юн». Переводы и
исследования. М., 2003]). Относительно человека культура Дао
ничего иного не делает, как только постоянно воспроизводит
Человека, находящегося в гармонии с самим собой, природным
и социальным космосом. Нарушение этого исконного состоя
ния гармонии побуждает субъектов культуры Дао к реставрации
былой гармонии средствами её же телесного, душевного и мыс
лительного архетипов. Отсюда и проистекают все древнекитай
ские реставрационные учения, среди которых выделяются кон
фуцианство— учение реставрации культуры Дао социального
космоса, даосизм — учение реставрации культуры Дао природ
ного космоса, ицзинистика — учение реставрации культуры Дао
среднего, переходного от первого ко второму космоса.
Дисгармония культуры Дао в ицзинистике выражается в фор
муле утраты соединительного звена между небесной судьбой
(мин ftp) и земной природой/нату рой (син '['ф). На поиски прин
ципов (ли ЗЩ) их гармоничного соединения и направлены усилия
совершенномудрых людей как душевных субъектов культуры
Дао

Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун

0

Оставить комментарий

Содержимое данного поля является приватным и не предназначено для показа.

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.