Война — отец всех, царь всех: одних она объявляет богами, других — людьми, одних творит рабами, других — свободными

Кстати, о Гераклите, жизнь и смерть которого действительно были полны загадок и анекдотических элементов. Не могу назвать себя большим знатоком философии Гераклита. Но почему-то именно он вспоминается, когда речь заходит об энергиях Марса и Овна. В частности, из его знаменитого изречения: 

"Должно знать, что война общепринята, что вражда есть закон (δικη) и что все возникает через вражду и взаимообразно. Война — отец всех, царь всех: одних она объявляет богами, других — людьми, одних творит рабами, других — свободными."

Стиль его изложения оказывается вполне в духе его загадочной судьбы. Образец для подражания в его изложении - дельфийский оракул. Задача оракула - не говорить прямо, а только давать знаки и знамения. 

Что касается наследия Гераклита, то считается, что до нас дошел лишь один его трактат “О природе”. При этом по мнению Дильса, эта книга являлась лишь собранием афоризмов, заметок и наблюдений, лишенных какой-либо системы и плана. По мнению другого исследователя Керка Гераклит вообще не писал книги - эта книга является записью его ученика. 

А.В. Лебедев подчеркивает, что оба эти мнения ошибочны, а мнение Керка и вовсе представляет пример гиперкритицизма, склонного “разоблачать” античную традицию. Сохранившееся вступление Гераклита к этой книге представляет собой связанное произведение, написанное философской прозой со сложным синтаксисом, который был не характерен для жанра кратких афоризмов. 

Исходя из этого Лебедев делает вывод, что книга была действительно трактатом, написанным по продуманному плану, в основе которого лежал тезис о всеединстве, а далее шли его последовательные доказательства, обоснование в философии природы, политике и теологии. Никаких сведений об “ученике Гераклита” не сохранилось.Напротив, везде подчеркивается, что книгу написал он сам и посвятил ее в храм Артемиды Эфесской. 

Диоген Лаэртский обозначает 4 гераклитовских сочинения: “О природе”, “Музы”, “Точное руководство к жизненной цели” “Разум нравов или Единый порядок поведения всех существ”. Но единственным библиотечным названием является лишь книга “О природе”, остальные произведения представляют в основном фантазии Диогена и более поздние аналогии. 

Основные направления философии Гераклита можно разделить на пять тем: 1) учение о противоположностях - возможно, главная тема его философии, 2) мироздание как война, как агон 3)  огонь как основное первоначало Космоса, 4) учение о Логосе 5) гармония тайная и явная. 

И вот как раз в период влияния Овна может быть особенно интересно посмотреть на мироздание с точки зрения Гераклита. По крайней мере, в той форме, в которой нам сейчас это доступно.

Марина Троицкая

Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун

0

Оставить комментарий

Содержимое данного поля является приватным и не предназначено для показа.

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.