Все, что не Бог - ничто

Все, что не Бог - ничто.
Прп. Фридесвида Оксфордская

* * *

Преподобная Фридесвида Оксфордская

Это случилось недавно, несколько лет назад. В знаменитой оксфордской библиотеке студент, с большим усердием изучавший научные труды, окружив себя горой трактатов, справочников и конспектов, вдруг почувствовал, что потерял свой истинный путь. Он закрыл глаза и начал молиться, прося у Господа руководства. Когда он открыл глаза и привычно посмотрел на потолок библиотеки, на котором латынью написан девиз Оксфордского университета: «Dominus Illuminatio mea» («Господь есть мой Свет»), молодой человек сразу встал, отложил книги, вышел из библиотеки, сел на велосипед и поехал в Бинси, где в двух милях от суеты и толкотни городского центра Оксфорда стоит небольшая средневековая часовня, а рядом с ней – святой источник. Этим оазисом мира и духа являются часовня святой Маргариты в Бинси и святой источник преподобной Фридесвиды, покровительницы Оксфорда.

Согласно житию преподобной, написанному около 1125 года на основании преданий, распространенных в Оксфорде, она родилась примерно в 680 (или, по другим данным, 665) году. Она была принцессой Уэссекса. Ее отца звали Дидан, он был местным правителем в районе современного Оксфорда, а имя ее матери было Састрита. Воспитание святой Фридесвиды было доверено благочестивой женщине, по имени Этельгита. Очень рано юная принцесса Фридесвида начала выказывать склонность к монашеской жизни, не даром ее жизненной установкой с детства были слова: «Все, что не Бог, есть ничто». Согласно преданию, когда святая была еще очень молодой, ее преследовал языческий принц из Мерсии, по имени Этельгар, добивавшийся брака с ней. Однако святая Фридесвида скрылась от него, уединившись в лесах близ Бинси, немного вниз по течению Темзы, недалеко от Оксфорда, который тогда был небольшой деревней. Там она вела отшельническую жизнь с двумя другими подвижницами. Здесь она прожила около трех лет; кельей ей служил бывший хлев.

Однако принцу Этельгару, движимому греховными намерениями, удалось разыскать святую Фридесвиду, но он тут же ослеп. Только после его глубокого покаяния и по молитвам святой зрение его было восстановлено. После этого события святая Фридесвида жила некоторое время одна в тишине и мире, продолжая подвиги монашеской жизни. В дальнейшем ей предстояло основать двойной монастырь на том месте, где сейчас стоит англиканский кафедральный собор Крайст-Черч в Оксфорде. Обитель Фридесвиды была посвящена Пресвятой Матери Господа. Святая подвижница, став игуменьей этого монастыря, собрала вокруг себя большую общину сестер. Но, желая уединения, Фридесвида со временем возвратилась на место своего затворничества и построила келью в лесах Бинси, где жила в святости и проводила много времени в молитве. Родник, из которого она пила, появился здесь благодаря ее пылким молитвам. Позднее его назвали святым источником преподобной Фридесвиды, и он существует здесь по сей день.

Через несколько столетий недалеко от этого места был построен женский монастырь. Сейчас место это называется, как и тогда, Годстоу, что значит «Место служения Богу» или «Святое Божие место». Здесь, в Годстоу, эта принцесса, жившая в православном христианском духе, отошла ко Господу в 735 году, а ее мощи стали почитаться.

Днем памяти святой Фридесвиды издавна считается 19 октября/1 ноября. Святой составлена православная служба на английском языке.

В самом начале XI столетия монастырь святой Фридесвиды был разорен датчанами. Его возродили только после великой схизмы уже как римско-католический монастырь. Однако мощи преподобной сохранялись и почитались долгое время, пока рака, в которой они лежали, не была уничтожена «реформаторами» в 1538 году. Хотя раку восстановили очень скоро, в 1546 году, ее снова осквернили в 1558 году. Сделал это некий фанатик кальвинист, который смешал святые мощи Фридесвиды с костями любовницы одного монаха-отступника, бывшего тогда «профессором богословия» в Оксфордском университете.

Сегодня мощи преподобной Фридесвиды лежат в простой могиле вперемешку с костями той женщины в кафедральном соборе Крайст-Черч, в нескольких шагах от центра Оксфорда, и им не оказывается должного почитания. Поразительно, что сегодня никто в этом городе, включая, я думаю, и современных «профессоров богословия», не считает это неправильным. Мало кто посещает этот собор как паломник, просит святых молитв у покровительницы города Фридесвиды и почитает ее место упокоения. Как низко пали сильные умы этого города! Как мало они заботятся о святости в своем искании абстрактного знания! Они все это изучают напрасно, ибо ничего не узнают! Подобно принцу из жития святой Фридесвиды, все они преследуют то, чего не могут достичь, ибо ослеплены отсутствием у них веры. Они не знают, что значат слова «Dominus Illumination Mea» – Господь есть мой Свет. Во всей огромной нации в 60 миллионов человек мало найдется тех, кто верит этим словам и желает жить согласно чистому детскому убеждению святой Фридесвиды, что «все, что не Бог, есть ничто».

А что же стало с тем студентом, покинувшим суету Оксфордского университета ради святости преподобной Фридесвиды в лесах Бинси? Насколько мне известно, духовно он до сих пор обретается там, паломник, живущий, скорее, не приобретением знаний, а тем, что «есть истинный Бог». Господь есть его Свет. Да будет Он и вашим Светом тоже.

Святая мать Фридесвида, моли Бога о нас!

Протоиерей Андрей Филлипс. Из книги «The lighted way»
Перевел с английского Дмитрий Лапа
 

1

Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун

Добавить комментарий

Содержимое данного поля является приватным и не предназначено для показа.

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.