О. Иоанн Бурдин вновь ставит вопрос о невинных скорбях, о страданиях детей и т.п. Не в качестве полемики — просто записываю для памяти некоторые свои мысли.
__________________________________________
В обсуждении темы о страданиях, тем паче «невинных детей» всегда выявляется... как бы это сказать... не вполне библейское восприятие христианства. Это понятно, потому что библейское восприятие будет очень жёстким, и подходит оно только «малому стаду», а «большой Церкви» всегда нужно что-то общечеловеческое. Но тем не менее.
Первая неправильность здесь — вопрос «невинности». «В Адаме все согрешили, и лишены славы Божией» (Ап. Павел). Поэтому нет никаких «невинных» детей, людей, «бессмысленных» страданий и т.д. Есть падший мир, который сам по себе, в силу своей падшести, непрестанно проворачивается своими ужасными шестернями и затягивает в свою мясорубку и правых, и виноватых. «Думаете, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская, были грешнее всех прочих? Нет, но если не покаетесь, все так же погибнете» (слова Христа в Евангелии). Поэтому проблема теодицеи (я имею в виду тут не происхождение зла — это действительно богословский вопрос; а всех волнующее «почему зло? где же Бог») на самом деле ложная проблема: все виноваты пред Богом, всех перемалывает падший мир, и чаще всего — в случайном порядке; при этом человек нравственно и религиозно ответственен за свои действия, потому что он может сделать подлость, а может не сделать (это единственное, пожалуй, на что распространяется так наз. «свобода воли»).
Вторая неправильность — соотношение Господа Иисуса Христа и падшего мира. Многие считают, что Бог прямо вот поставил Своей задачей преобразить и улучшить мир, с нашей помощью. Это прекрасная идея; и по факту многое в этом направлении действительно происходит под благотворным влиянием христианства. Но это, так сказать, побочное следствие — но совсем не библейская цель. Христос Сам говорит, что Он не от мира сего, и Царство Его не от мира сего; и никакого «благого преображения» нынешнего земного мира Св. Писание не предусматривает, ровно наоборот, он должен прейти; и последователям Христа не светит особой радости тут — «в мире скорбни будете», «будут гнать вас...» и т.д.
Но что же тогда? А вот что: Христос — наш Спаситель; он именно спасает нас — то есть выводит Своих из падшего мира в Своё Царство, да вдобавок ещё и через Крест («если не несёте за Мной креста своего, не можете быть Моими учениками»), а не размещает удобно в мире сем. И это, и только это есть библейская парадигма. А всякая «милота» — это художественная литература...
_______
и в комментариях о. Пётр также пишет:
Библейская вина — не личная юридическая «вина», а онтологическая «причина» (если брать текст «юридической» Вульгаты, то «общая, всех и каждого, подсудность Богу»). Никто же не будет отрицать (как бы кому ни хотелось) библейского понятия «гнев Божий». Понятно, что это не гнев человеческого начальства на провинности подчинённых, а реакция Бога на проявления грехопадения. В этом же ряду стоит и библейское понятие «вины»: как я только что сказал, это онтологическая вещь — следствие грехопадения, действующее во всяком после-Адамовом человеке. О формулировках можно спорить, согласен; но суть вещей должна быть ясна. Возвещение Писания таково: Бог есть любовь — и одновременно Бог гневается на грех. Но как-то не вмещается эта широкость Бога в наших узких умах. Большинство не принимающих этой библейской парадигмы в качестве аргумента приводят тезис Льва Толстого (не называя, а то и вовсе не зная автора): «Я? согрешил в Адаме? С чего это! Адам согрешил — а я несу вину? Такого нет и не может быть, а если это так — то Бог зол». Я вижу по комментам, что у людей просто атрофирована какая-то важнейшая точка в душе, и они не могут признать, что они, падшие человеки, пред Богом онтологически не невинны. "ЯЯЯ??? виноват??? этого ПРОСТО НЕ МОЖЕТ БЫТЬ!!!"
Дальше, смотрите: вот НЗ говорит о покаянии, как о начале всего. Под «покаянием» у нас в обиходе понимается раскаяние в своих личных грехах и проч. Это, так сказать, «покаяние второго плана», часто профанируемое. Но евангельское, «первое» и единственное покаяние – это гораздо больше и онтологичнее: это — переменить свой образ мыслей и чувств и обратиться ко Христу для спасения. А в чём эта перемена? В том, что человек от состояния «ЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯ!!!!!!» переходит благодатью Божией в состояние «я виновен (недостаточен, неавтономен, как угодно) пред Богом и нуждаюсь в Его спасении». Мне кажется, именно здесь ключ к тому, что Ап. Павел говорит, что «законом познаётся грех», и что, когда мы вступаем под Закон, мы «все становимся виновны пред Богом». Вот для чего нужен Закон: чтобы приуготовить сердце человека к сознанию, что он метафизически виновен и нуждается в спасении, и следующим шагом – к восприятию благодати покаяния. И тут понятно, почему ВЗ (особенно в Псалмах) так скорбит, что люди не принимают Закон Божий... Ну и без всего этого совершенно непонятна жертва Христова — квинтэссенция Его любви.
Это вообще глубокие вещи, о которых стоит думать, не так ли? А многие мои комментаторы просто не принимают такой тематики, и, соответственно, неверно понимают, что я говорю в своём посте, сводя всё на то, что «ну раз Бог такой — то будем yбuвaть детей!», и прочую ерунду...
ВК
Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун
Оставить комментарий